Если вы смотрели такие старые фильмы, как “Черный пес” с Патриком Суэйзи (там еще Мит Лоуф играет), “Люди-кошки”, где звучит песня Дэвида Боуи, “Почтальон” с Кевином Костнером в главной роли, “Лунатики” по сценарию Стивена Кинга, то вы наверняка слышали игру этого музыканта.
Его зовут Лиланд Склар, и он, я уверен, известен далеко не каждому из нас. Поэтому с удовольствием расскажу еще об одном “знакомом незнакомце”, с творчеством, но не именем которого мы встречались.
Разумеется, Склар работает не только в кино (помимо вышеперечисленных он отметился более чем в 40 картинах), так как кинематограф для него – это своего рода побочный продукт. Главное же дело Лиланда – выступать в качестве приглашенного участника в записях многочисленных музыкантов, полагавших за честь сотрудничество с ним.
Потому что Лиланд (или просто Ли) Склар – сессионный бас-гитарист.
Сейчас его возраст приближается к восьмому десятку, и за плечами у Ли огромный путь в музыке, который начался давным-давно, в пять лет, когда у Лиланда проявился талант к фортепьяно, что привело к победе в конкурсе молодых талантов Лос-Анджелеса.
Возможно, Склар стал бы великим пианистом, но в 12 лет перегорел и бросил клавишные, переключившись на контрабас и барабаны. Затем последовала череда приглашений в различные оркестры и ансамбли, и Ли пробовал себя то тут, то там.
В конце концов ему показалось, что музыка – не его профиль, и он вознамерился стать иллюстратором. Но, поступив в колледж, Склар опять оказался в местном оркестре, поэтому учебу так и не закончил.
Поиски своего пути однажды привели Лиланда к тому, что он играл одновременно в пяти группах, но это было так давно, что их названия нам уже ничего не скажут.
В самом конце шестидесятых Склар был басистом хард-рок группы Wolfgang, и они даже выступали на разогреве у Led Zeppelin. Примерно в то время и началась карьера Лиланда в качестве сессионного музыканта, так как его заметили и стали приглашать разные коллективы.
Но вместе с тем он еще успел поиграть на басу в группе The Division (не путать с Joy Division!), считающейся одной из прародительниц софт-рока, и записать в ее составе три альбома в 1972, 1973 и 1977 годах. После третьей пластинки группа распалась, и тут уже Склар полностью сосредоточился на сессионной работе.
С кем он только не играл! Я попытался сосчитать имена в списке музыкантов, с которыми Ли сотрудничал, но после первой сотни сбился и продолжать не стал. Могу только сказать, что количество альбомов, отмеченных участием Склара, перевалило за две тысячи.
Так, навскидку: “I Can't Stand Still”, дебютный сольник 1982 года барабанщика и вокалиста Eagles Дона Хенли, того самого, что поет “Hotel California”. А тридцать лет спустя, в 2012, другой Дон из Eagles – Дон Фелдер – пригласил Лиланда на свой второй сольный альбом “Road to Forever”.
В 1991 вышел третий альбом Королевы метала Доро Пеш “True at Heart”. На нем тоже играл Ли Склар. И на альбоме The Doors “Full Circle”, выпущенном в августе 1972, и на “Soulbook” Рода Стюарта, а также на “Shaman” Карлоса Сантаны.
Совсем недавно, в 2021 году, Стинг выпустил альбом “Duets”, для записи которого он обратился к Лиланду Склару. Со Стивом Лукатером и его группой Toto Лиланд работал на четырех или даже пяти альбомах.
А еще мне приятно было узнать, что Склар помогал записывать дебютный альбом Гару "Seul". Если видели мюзикл “Notre-Dame de Paris”, то знаете, кто это такой – он исполнял роль Квазимодо. Песню “Belle”, я думаю, слышали все.
И напоследок любопытный факт: своим любимым басистом Склар называет выпускника Московской консерватории Рината Ибрагимова, который был концертмейстером группы контрабасов оркестра Большого театра, ансамблей “Академия старинной музыки”, “Солисты Москвы” и “Солисты Московской филармонии”, а также Лондонского симфонического оркестра.
Увы, Ибрагимов скончался от ковида в 2020 году, а Лиланд Склар жив и продолжает творческую деятельность. Недавно собрал своих старых друзей и коллег по The Division и замутил с ними новую группу The Immediate Family. И годы ему нипочем.