Новый альбом Бориса Гребенщикова получил название "Знак огня". Что оно означает, и где здесь БГ, а где Аквариум, рассказывает сам Борис Борисович в интервью ВВС.
Напомню, что до него были альбомы "Соль" и "Время N". И они, и новый альбом "Знак Огня" вышли под именем БГ. Борис Борисович говорит: "Не позволяйте ввести себя в заблуждение. Вся моя жизнь в музыке происходит по благословению области света по имени Аквариум; БГ в данном случае – псевдоним Аквариума, маска. Но псевдоним этот взят неслучайно. Кто же такой – этот БГ? "Русский Альбом", "Чубчик", "Лилит", песни Окуджавы и Вертинского и вот теперь еще эти три альбома. Удивительно, что же это за тип с трагедией в сердце?"
По словам Гребенщикова, у него в сердце имеется особая призма, создающая его мироощущение, придающая ему сил. Более того, эта призма помогает Борису Борисовичу увидеть трагичность окружающей нас жизни. БГ сказал: "Она делает тебя важным; еще бы – выходит человек и говорит: "Да перестаньте притворяться, перестаньте лгать себе и другим, ведь в основе всего лежит потеря, расставание и смерть!". И все притихают и думают: "Он не побоялся сказать то, что мы все думаем". Как мне однажды крикнули на концерте: "Боря, спой что-нибудь наше, печальное!".
А на самом деле все иначе. Борис Гребенщиков утверждает, что "в основе всего лежит не потеря, а дар - каждому из нас дали невероятную возможность родиться и жить в этом мире, тайн и красоты которого постичь умом невозможно даже за сотни жизней. В основе лежит не расставание, а встреча; в основе не смерть, а жизнь".
Почему же мы проживаем свою жизнь по-другому, почему боимся смерти? "Подмена счастья на трагедию происходит, когда мы входим в "право собственности", когда начинаем считать, что владеем, – продолжает Борис Борисович. – Происходит это всегда от неуверенности, я хочу точно знать, что "это мое". Постой! Да нет у нас ничего своего, все нам дано от бесконечной щедрости мира, дано на время, но нет, неуверенность рождает желание владеть, желание рождает жадность, а жадность обращает чудо бытия в трагедию".
БГ называет своей великой ролью "возможность вынуть из себя и внимательно рассмотреть со всех сторон этот кристалл трагедии. Рассмотреть и увидеть его нелепость и осознать, что смотреть через него или смотреть без него – выбор за нами. И при этом в трагедии нет ничего плохого – она может совершать важнейшее дело очищения души (очищения кармы, как сказали бы некоторые) – до тех пор, пока она не становится единственным методом видеть мир. Когда мыло попадает в глаза, бывает очень больно – но предназначено оно не для этого. А по-настоящему мы владеем только тем, что отдаем".
Гребенщиков также разъяснил причины столько долгого времени, которое ему потребовалось для работы над альбомом. Запись началась еще в 2018, и к тому времени у него уже было несколько вещей, но общая картина стала вырисовываться позже. БГ объясняет: "Записывать альбом несколько лет – дело страшно утомительное. Компьютер у меня сейчас заполнен многими десятками вариантов записи одной и той же песни, и что именно ищется – сказать не всегда возможно. Но когда есть – то уж есть. Отслушивая бесконечные версии, я поймал себя на том, что ищу – и иногда нахожу – то необъяснимое ощущение, которое часто случалось у меня при записях, начиная прямо с 80-х. У меня изначально было и есть до сих пор ощущение духа Аквариума, которое невозможно описать словами, но и перепутать ни с чем невозможно. Оно было и тогда, когда мы в 70-е годы с Дюшей и Фаном собирались в очередном красном уголке, подвале или доме культуры и играли бесконечные джемы, но играть хотелось не виртуозно и профессионально – играть хотелось непривычно, чтобы странность сочетания звуков раскрывала двери в другие миры. И все, что когда-либо мы делали, было про это. Музыка как портал".
А вот и ответ на главный вопрос, который прозвучал из уст Бориса Борисовича: "Почему же все-таки этот альбом БГ, а не Аквариум? Если Аквариум всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ, – это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу. Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого".
Слушайте "Знак огня" в нашем паблике ProRock вКонтакте.