Не секрет, что на многих интернет-ресурсах, посвященных року, периодически публикуются различные рейтинги и прочие материалы, в которых музыку и музыкантов пытаются расставить на какие-то условные места. Я отношусь к таким вещам критически, поскольку считаю, что каждый имеет право на собственное мнение, а отношение к творчеству и к искусству в целом невозможно ограничить рамками и определять в категориях “лучший / худший”.
Тем не менее, в нашем блоге иногда появляются материалы на эту тему, поскольку она интересует многих читателей. Но несмотря на то, что я публикую эти рейтинги, мое отношение к ним остается прежним – эти надуманные и далекие от объективности списки и перечни абсолютно не отражают реальную картину. Более того, я считаю их даже вредными, так как они не побуждают музыкантов стремиться к совершенствованию своих навыков, а наоборот – порождают в них чувство недовольства, а у некоторых, что греха таить, зависти.
Самая большая проблема здесь в том, кто составляет эти списки. Почему их мнение должно считаться определяющим и безусловно верным? С какой стати? А еще – по каким критериям оценивается, например, гитарист? По умению запиливать сложные сольняки? По скорости игры или красоте музыкального рисунка? А может, по количеству придуманных им риффов? Или по хитовости исполненных им песен? Все это условно, и наряду с восторженными поклонниками всегда найдутся те, кому этот пресловутый гитарист просто не нравится. И каждый представит свою аргументацию. И будет прав, я считаю.
Как выяснилось, Закк Уайлд абсолютно со мной согласен. В одном из недавних интервью он высказался против мысли о том, что одни музыканты могут быть лучше остальных, сказав при этом, что большинство таких опросов – это не что иное, как чистой воды популизм. Он говорит: “Когда мы спрашиваем: “Кто лучший гитарист, или барабанщик, или вокалист?” – это звучит странно”.
Закк вспоминает слова Эдди ван Халена и продолжает: “Например, король Эдуард (так он называет Эдди) всегда говорил: “Музыка – это не спорт”. Это не соревнования по пауэрлифтингу, на которых вы знаете, кто самый сильный парень, потому что его показатели самые высокие. Это только в игре всегда есть победитель, но не в музыке”.
Но даже в спорте бывают ситуации, когда спортсмен или команда выигрывают по очкам, получая техническую победу. Что тогда говорить о музыке, где нет понятия “Citius, Altius, Fortius”, то есть быстрее, выше, сильнее? Закк утверждает, что в музыке главное не то, кто лучший, а кто любимый. “Это как пицца, – говорит он. – Все они хороши, но какая твоя любимая? Пепперони? С чесноком и грибами? С колбасой?” Я ответил бы Закку, что предпочитаю “Четыре сыра”, но большинство моих знакомых воротят от нее нос и возмущаются: “Фу, носками воняет!” Прекрасный пример того, что на вкус и цвет товарищей нет.
Приятно сознавать, что мы с Закком единомышленники. Но один вопрос мне не дает покоя: какая все-таки у него любимая пицца?