Три с половиной года назад, в сентябре 2016 вышел бокс-сет группы Gillan “The Vinyl Collection 1979-1982” из пяти альбомов. Когда Иэн Гиллан его впервые увидел, он воскликнул: “Винил – это шикарная вещь! Так приятно взять пластинку двумя руками, держать ее аккуратно и с уважением, затем осторожно поставить на проигрыватель, медленно опустить звукосниматель. Сразу чувствуешь, что купил серьезную вещь, а не какой-нибудь одноразовый ширпотреб. Мне нравится разглядывать обложку диска – разве это не круто? Восхищаться мастерством художника, читать текст песни. А пластинка крутится, музыка играет…”
Я его прекрасно понимаю, потому что помню, как это было со мной. Целый ритуал, с которым может сравниться только установка бобины с пленкой на катушечный магнитофон. Пришедшие на смену кассетники убили трепетную красоту. Про CD вообще умолчу. Электронная музыка, электронный звук… Мое чувство прекрасного раздавлено цифрой, а от слова streaming у меня начинается screaming. Это игра слов, если кто не понял.
Ладно, пора поговорить о виниле. Тем более, что повод имеется. Насобирал в разных источниках интересные данные, хочу с вами поделиться.
Винил действительно переживает настоящий Ренессанс, об этом сейчас много говорят. Но мне кажется важным подкрепить слова статистикой. Российских данных у меня нет, буду оперировать западными. Например, в США рост продаж виниловых альбомов продолжается уже 13 лет, причем рост постоянный, без провалов. Показатель 2018 года – 16,8 миллионов проданных пластинок. Это на 14,6% больше, чем в предыдущем году. Смотрите график, составленный в крупнейшей компании маркетинговых исследований Nielsen.
Наглядно, не так ли? Тринадцать лет уверенного роста. Мне бы такие показатели! Цифры, кстати, не в тысячах, а в миллионах единиц.
Идем дальше. На этом фоне полезно будет посмотреть, как там дела с продажами CD? А никак. Начиная с 2000 – непрерывный спад. Печальная картина...
А теперь более свежие данные, 2019 год в сравнении с 2018.
Для тех, кто не силен в английском, поясню: слева вверху показаны продажи альбомов на физических носителях, включая винил. Справа вверху – общие продажи, аналоговые и цифровые. Под ним, справа внизу – продажи альбомов в цифре. И наконец, слева внизу – сколько продано виниловых пластинок. Как видим, на трех предыдущих графиках ожидаемый спад, и только у винила рост составляет почти 10 процентов.
И напоследок, альбомы какие групп продаются на виниле больше всего. Верхнюю позицию вполне предсказуемо занимают Beatles. Впрочем, смотрите сами.
А теперь главный вопрос: почему? Чем обусловлены такие цифры, такое возрождение интереса к винилу? Просто мода? Не думаю. Тринадцать лет ни одна мода не держится. Тогда в чем причина, как вы думаете?