Этот довольно любопытный вопрос встретился мне в одном из зарубежных форумов. И так как я давний фанат этой троицы, то пройти мимо не смог. У меня, разумеется, имелся собственный ответ, но было интересно узнать мнение других поклонников. Поэтому спешу поделиться с читателями тем, что выяснил. Добавляя, по обыкновению, свои пять копеек.
Итак, в общем и целом ответ простой: в постоянстве состава. Именно их многолетняя совместная творческая деятельность и крепкая дружба стали основой неповторимого, узнаваемого стиля. Более полувека, с момента основания в 1969 (на фото выше) и до самой смерти Дасти Хилла в прошлом году они шли по жизни и музыке втроем.
Возможно, кто-нибудь оспорит этот вывод и приведет в пример другие команды. Тех же Rammstein, существующих без изменений в своих рядах на протяжении почти трех десятков лет. Или U2, вместе тянущих одну лямку с 1976 года, когда Ларри Маллен прикнопил объявление на школьной стене: “В группу требуются гитарист, басист и певцы”.
И тот, кто это скажет, будет совершенно прав. Потому что причина не только в единстве. Тем более, что расставаться хоть ненадолго все-таки надо, такова человеческая природа. Разумеется, они не находятся вместе в режиме 24/7, даже во время гастролей. Не зря же Билли Гиббонс сказал однажды: “Боже, мы не расстаемся дольше, чем длятся многие браки. Открою секрет, и он очень простой, всего два слова: разные автобусы”. По-моему, правильное решение.
Есть и другая причина – за годы, проведенные вместе, между обычными людьми возникает взаимопонимание, но у музыкантов развивается кое-что сверх того – единый музыкальный язык.
ZZ TОР сформировали его пусть не с первой встречи (это невозможно), но все же довольно быстро. И говорят на нем уже пятьдесят с лишним лет. Действительно, если внимательно послушать, например, выходившие с десятилетними интервалами альбомы “Tres Hombres” 1973 года, “Eliminator” (1983) и “Antenna” (1994), то сразу станет ясно, что они очень похожи.
Я сейчас вспомнил знаменитые слова Энгуса Янга, сказанные им в ответ на упрек в том, что AC/DC выпустили 11 совершенно одинаковых альбомов. “Это неправда! – возмущенно воскликнул Энгус. – Мы выпустили 12 совершенно одинаковых альбомов!” ZZ TОР их превзошли – они записали 15.
Билли, Дасти и Фрэнк всегда сами справлялись со всеми возникающими нуждами. Судите сами: за всю историю у них было всего шесть приглашенных музыкантов. Немного за полвека, не так ли? Причем трое из них появились в одной песне каждый по разу, а еще трое – все в последнем альбоме “La Futura”.
А когда им потребовалось ввести в альбом “Degüello” 1979 года саксофоны, они сами научились на них играть. В полном соответствии с голосами, Билли взял себе баритон, Дасти – тенор, а Фрэнку достался альт-саксофон. И они освоили их очень быстро. Нужны были клавишные? Пожалуйста – Дасти мигом с ними разобрался.
Но это еще не все. Давайте вспомним признание Билли Гиббонса, сделанное перед релизом его второго сольника “The Big Bad Blues” в 2018. Он тогда сказал: “Возврат к блюзу – это естественный процесс. Это то, чем смогут наслаждаться наши поклонники, получая удовольствие с одной стороны от традиционных источников, а с другой – от смешения различных форм искусства”.
Билли говорил, что с детства “был настроен на блюз”. Приведу еще одну его цитату: “В этой художественной форме есть что-то изначальное. Никто не может уйти от заразительного очарования этих аккордов! Я думаю, у меня все началось с Джимми Рида. Его высокое и одинокое звучание до сих пор остается моим идеалом. И, конечно, нельзя не упомянуть остальных великих: Хаулина Вулфа, Мадди Уотерса и всех трех Кингов: BB, Альберта и Фредди. Этот список навечно высечен в камне”.
Вот оно, ключевое слово: блюз. Именно там Гиббонс и его друзья черпают извечное вдохновение. Я его понимаю – единожды припав к этому источнику, уже никогда не оторваться. Как выразился один комментатор, “почти мистическое очарование ZZ TОР – прекрасный пример того, что белая группа может быть привлекательнее черной. ZZ TОР привязали черную музыку к белой аудитории”.
И наконец, last but not least – последнее по списку, но не по значению. Как по-вашему, откуда взялись все эти фирменные примочки ZZ TОР? Их бороды, прикид, шляпы, черные очки, да и сами песни в их уникальном смешении R&B, буги-вуги, блюза и рока? Все это заслуга не только “святой троицы бородачей” (я знаю, что Фрэнк не носит бороду, зато у него фамилия Beard, то есть борода), но также их четвертого, незримого участника – продюсера и менеджера Билла Хэма.
Тридцать лет без перерыва он руководил развитием бренда ZZ TОР. Именно Билл провел группу через все кризисы, периодически сотрясающие музыкальную индустрию. Он сохранил и пронес через годы их стиль и содержание, он придавал им уверенности в трудные минуты. Он всегда брал на себя решение всех проблем. И ни разу не подвел, до самой своей смерти в 2016.
На мой взгляд, творчество ZZ TOP – тема неисчерпаемая, и я к ней еще не раз вернусь.