В одной из недавно опубликованных в блоге статей я упоминал альбом Брюса Спрингстина “Born to Run”. Тот материал, напомню, был посвящен Рою Биттану, клавишнику группы Босса E Street Band. Рой пришел в группу как раз во время работы над этим альбомом, который стал для него первым в команде Спрингстина. Если не читали, добро пожаловать по ссылке.
Для Роя первым, но в дискографии E Street Band он был третьим. И многие фаны и критики до сих пор считают его лучшим в карьере группы. Поэтому с него и начну сегодняшний материал, посвященный лучшим третьим альбомам.
Поступлю в полном соответствии с французской поговоркой “Jamais deux sans trois” – “Где двое, там и третий”. Статьи про лучшие дебютники и семафоры* здесь уже были (ссылки дам в конце), значит, пришел черед третьих. *Семафор – жаргонное название вторых альбомов, от английского sophomore – второй.
Итак, “Born to Run”, выпущенный в августе 1975. Альбом с непростой судьбой. Два предыдущих ничем особым похвастаться не могли (интерес к ним был, но уже после выхода третьего, как следствие успеха), поэтому работа над “Born to Run” стала для Брюса критическим моментом – или пан, или пропал.
Ему удалось привлечь в раскрутку четверть миллиона долларов, и эти деньги сыграли свою роль. Рекламная кампания сопровождалась слоганом “Я видел будущее рок-н-ролла, и его зовут Брюс Спрингстин”, но самым успешным ходом стала ротация одноименного сингла на радио еще до релиза.
Иными словами, в раскрутку было вложено немало времени, сил и средств, но надо отдать должное Брюсу – будь альбом никудышным, никакие деньги не помогли бы ему достичь любви и признательности фанов и критиков.
Альбом реально получился отличным, несмотря на множество проблем во время записи, длившейся четырнадцать месяцев, из которых почти половина ушла на одну-единственную песню – заглавный трек “Born to Run”.
Но пора уже и другие альбомы рассмотреть. Например, “The Queen is Dead”, выпущенный группой The Smiths в 1986 году. Он получил очень хорошую критику, второе место в британском альбомном чарте, и 113 позицию в списке “500 величайших альбомов всех времен” по версии журнала Rolling Stone. А в аналогичном рейтинге NME ему отдано первое место!
Но вот что любопытно: весь этот альбом – сплошные заимствования. Начиная с названия, взятого из романа Хьюберта Селби-младшего “Последний выход в Бруклин” и заканчивая обложкой, на которой изображен французский актер Ален Делон в фильме “L'Insoumis” (“Непокоренный”). Забавно, что и фильм, и роман вышли одновременно – в 1964 году.
Что касается текстов и музыки, здесь тоже масса цитат. Джонни Марр очень увлекался в то время творчеством The Stooges и Velvet Underground, а также детройтским гаражным роком. Но цитирует он не только их. Например, у него встречаются слова из песни “Lonely Planet Boy” группы New York Dolls, из песен The Stooges, из фильмов, даже из Шекспира.
С другой стороны, может, не вопреки, а именно благодаря этим заимствованиям альбом и стал таким популярным?
Кто еще? Например, “London Calling”, который в 1980 выпустили The Clash. Об этом альбоме очень много рассказано и написано, и он действительно того стоит, поскольку этой пластинкой The Clash “спасли рок-н-ролл после ужасных дней диско и сентиментальной попсовой эпохи конца семидесятых”, как утверждает один из критиков.
Более того, он вдохновил целое поколение новых групп так, как ни один другой панк-альбом никогда не смог бы сделать. “London Calling” вышел в 1979 и по праву занимает первое место в дискографии группы. Да и среди прочих панк-альбомов он один из бесспорных фаворитов.
Пожалуй, пора заканчивать. Упомяну еще несколько неплохих третьих релизов, о которых поговорим как-нибудь в другой раз. Например, одноименный альбом Social Distortion 1990 года, “Every Picture Tells a Story”, который в 1971 выпустил Род Стюарт, “Damn the Torpedoes”, выпущенный в 1979 Томом Петти и его Heartbreakers, а также “The Number of the Beast” – третий в дискографии Iron Maiden, но первый с Брюсом Дикинсоном на вокале.