Пару месяцев назад в публикации о Билли Айдоле я упомянул имя Стива Стивенса, известное многим рок-фанам. Это чрезвычайно талантливый гитарист, и мне захотелось рассказать о нем подробнее. Если кто-нибудь не знаком с его жизнью и творчеством, сейчас самое время узнать.
Начну с того, что его настоящее имя – Стивен Брюс Шнайдер. Родившийся и выросший в Нью-Йорке, Стивенс был большим поклонником New York Dolls и других местных команд, а его любовь к рок-н-роллу началась с посещения концерта группы James Gang, на который его привел старший брат.
Стив отличался от своих сверстников, и так как музыка с детства занимала большую часть его жизни, Стивенс вполне обоснованно был принят в престижную нью-йоркскую школу музыки и искусства ЛаГардия.
“Было здорово находиться в окружении самых разных творческих людей. Это очень много значило для меня. Ведь доказано, что благодаря музыке у детей в начальной школе лучше поведение и когнитивные навыки, — говорит Стивенс. И продолжает: – Я играю с семи лет, и твердо верю, что музыка – это высшая форма самотерапии и медитации”.
Интересно, что любовь Стива к нью-йоркским панк-группам фактически уберегла его от шреда. Когда в 1978 еще никому неизвестный Эдди ван Хален выпустил композицию “Eruption”, с которой, по мнению многих, и началось повальное увлечение шреддингом, в Лос-Анджелесе появилось множество подражателей, пытающихся на этом сделать себе имя. “Меня спасло то, что я из Нью-Йорка”, – утверждает Стивенс.
Тем не менее, они были знакомы с Эдди. Стив в составе команды Винса Нила выступал на разогреве у Van Halen, и там они подружились и много общались. Возвращаясь после концертов в отель, они джемовали, но совместных записей, к сожалению, у них не было.
Стив – настоящий универсал, обладающий способностью играть в разных стилях. Он называет себя “человеком-оркестром”, а не просто гитаристом. “Я не играю, – говорит он, – а рисую картины под музыку, используя множество цветов в контексте песни”.
А свою роль в любой группе, где бы он ни играл, Стивенс обозначает очень скромно, утверждая, что в первую очередь он сопровождает вокалиста. “Я работал со многими: от Билли Айдола до Майкла Джексона, Роберта Палмера и Джони Митчелла. Мне всегда нравилась роль аккомпаниатора. Певца не должно волновать, что и как я играю в моем соло. Моя задача – подчеркнуть его вокал”.
Действительно, творческих партнеров у Стива было немало, но самый известный и преданный – это, разумеется, Билли Айдол. Об их сорокалетней дружбе и совместном творчестве известно многое, но вот что интересно: есть еще один человек, которому Стивенс чрезвычайно благодарен – это их продюсер Кит Форси.
Стив вспоминает, что когда он впервые встретился с Билли в 1982 году, он познакомился и с Китом. Айдол не решался взять Стивенса в группу, потому что он не был гитаристом панк-рока, так как на него оказали большое влияние рок-н-ролльные команды, а также такие музыканты как Джимми Пейдж, Джефф Бек и Эрик Клэптон.
Но Кит сказал ему: “Если тебе нужен панк-гитарист, надо было оставаться в Англии и продолжать записываться с Generation X. Но ты приехал в Америку, чтобы создавать новую музыку, а Стив способен играть практически все. Он ничем не ограничен, как другие гитаристы, которых постоянно приходится подталкивать к определенному стилю”.
Эта универсальность Стива в музыке привела к одном любопытному явлению уже в наши дни. Недавно в интервью он рассказал, что за годы карьеры научился… меньше играть. В самом начале у него было примерно так: “Посмотрите на меня, глядите как я умею, сколько нот я могу сыграть!” Сейчас, слушая свои старые записи, Стивенса, по его словам, прямо передергивает. “Раньше я сильно переигрывал, но теперь я этого не делаю”, – говорит он.
На чем играет Стив Стивенс? В юности у него не было хороших гитар, но Билли Айдол подарил ему Les Paul 1953 года, который, правда, очень быстро развалился на части. В девяностых он играл на гитарах Charvel, а затем перешел на Hamer Guitars. А сегодня его любимый инструмент – это сделанный по спецзаказу Knaggs, очень дорогая и красивая гитара с идеальным весом и балансом.
Но любовь фанов и уважение гитаристов всего мира Стив заслужил, разумеется, не благодаря крутой гитаре. По признанию Билли Айдола, именно техника и аранжировки Стивенса позволили его песням стать такими популярными. Но на первом месте у обоих, конечно, любовь к музыке. Стив говорит: “Я привнес свой классический гитарный рок, а Билли – любовь к панк-року и американскому рок-н-роллу, например, к Элвису и The Doors, и даже к Джонни Кэшу”.
Наверное, пора заканчивать. Можно еще много интересного рассказать о Стиве, например, о его дружбе с Крисом Сквайром из YES, о работе с Майклом Джексоном, о записи песни “Top Gun Anthem” из саундтрека к фильму с Томом Крузом “Лучший стрелок”, за которую Стив получил Грэмми, а главное, о долгих дружеских отношениях с Билли Айдолом, но это все как-нибудь в следующий раз.
А сейчас просто послушаем Стива Стивенса и Билли Айдола.