За несколько последних лет из нашего обихода постепенно ушли катушечные деки, видеомагнитофоны, пленочные мыльницы… Все заменила Ее Величество Цифра. И на этом, похоже, она не собирается останавливаться. Уже наметила очередную жертву. Ею стали… электрогитары.
Продажи гитар настолько сократились, что крупнейшие производители оказались на краю финансовой пропасти. Например, знаковый бренд Gibson подал заявку на защиту от банкротства еще в начале этого года. В заявлении о состоянии фирмы сказано: "Несмотря на прибыльность и рост рынка музыкальных инструментов, последние несколько лет он находится ниже уровня, необходимого нам для успешного развития". Вторая из трех наиболее известных компаний, Fender, по данным The Washington Post, тоже в долгах как в шелках, а третья – PRS – значительно сократила штат и увеличила производство дешевых гитар.
Гитару убивает компьютер. Больше половины современной музыки сейчас пишется специальными программами, а не людьми. К счастью, большинство рок-музыкантов предпочитает работать своими руками, а не прибегать к помощи программистов. Но так как на Гибсонах и Фендерах играют сотни известных рокеров, то падение брендов скажется и на них. Вряд ли западные рокеры выстроятся в очередь за гитарами с лейблом Made in Russia. Хотя, по слухам, и у нас есть достойные мастера, умеющие делать качественный инструмент. Но это только по слухам. Живьем их никто не видел.
Этой проблемы недавно коснулся один из самых известных в мире гитаристов, участник DIXIE DREGS и DEEP PURPLE, KANSAS и FLYING COLORS и, конечно, STEVE MORSE BAND – Стив Морс. Несмотря ни на что, он полон оптимизма и утверждает, что смерть гитарного бизнеса наступит еще нескоро. По его словам, главное в игре на гитаре – это открытость и возможность визуального наблюдения: “Когда играешь на гитаре, зрители все стопроцентно видят, нет ничего скрытого. Погляди, например, на клавишника с его Хаммондом. Ящик, а за ним голова, качающаяся из стороны в сторону. Больше ничего. А у гитары все на виду. Одну и ту же ноту можно сыграть по-разному, десятками способов, существуют всякие аппликатуры, текстуры, вибрато и прочее… С этой точки зрения звучание гитары ближе всего к человеческому голосу, к его уникальности и индивидуальности. Это как подпись. Поэтому она никогда не исчезнет. Людям она всегда будет нравиться. А если музыкант играет душой, музыка выходит через пальцы на струны. Я уверен, что гитара всегда будет частью музыки”.
Наверно, стоит прислушаться к мнению музыканта, семикратного обладателя Грэмми, гитара которого звучит в более чем 200 альбомах. Но даже такой заслуженный гитарист не спасет Гибсон и Фендер от банкротства. Что будет с известными брендами, пока неизвестно никому. Если они уйдут, а на их место никто не придет, на чем будут играть новые поколения музыкантов?