В недавно опубликованном материале о трех вокалистах AC/DC я приводил слова их первого фронтмена Дэйва Эванса. На вопрос, кто из них лучший, он ответил без ложной скромности: “Я, Дэйв Эванс”, тем самым поставив Бона Скотта и Брайана Джонсона ниже себя.
В отличие от него, Фил Коллинз, рассказывая о восьми лучших, по его мнению, барабанщиках, себя на первое место не ставит, и вообще не упоминает. Хотя прозвучало бы неплохо: “Один из лучших барабанщиков – это я, Фил Коллинз”. Но нет, Фил не таков. Правда, фамилия Коллинз все же присутствует в его списке. Сейчас узнаем, кого он имел в виду.
Когда в августе 1975 Питер Гэбриел покинул Genesis и микрофон вручили Коллинзу, ради спасения группы он не стал отказываться, хотя и считал себя в первую очередь барабанщиком, и лишь потом вокалистом. К счастью, его доброе отношение к собратьям по барабанному цеху после этого не изменилось, и с годами Фил возвел игру на барабанах в ранг высокого искусства.
Первый, которому Коллинз приписывает ответственность за формирование своего стиля – это Ринго Старр. The Beatles проложили путь в музыку сотням, если не тысячам разных исполнителей, и Коллинз не был исключением. Но главным для него в творчестве Битлов были не тексты и мелодии Джона Леннона и Пола Маккартни, а уникальный подход Старра к поддержанию ритма.
Фил утверждал, что игра Ринго привносила в музыку изысканность и утонченность, вызывая порой гипнотический эффект. Известно, что Коллинз впервые сел за барабанную установку в возрасте пяти лет, и уже тогда начал подражать Старру. Со временем, разумеется, он выработал собственную манеру, но влияние Ринго всегда подчеркивал как основное.
Резким контрастом Ринго был Кит Мун из The Who с его ураганом безудержной энергии и безграничного творческого запала. Для Коллинза были важны не эксцентричные выходки Муна, а его непредсказуемый и завораживающий стиль, в котором присутствовало безумие, дикость, отказ играть по правилам.
По мнению Фила, Мун насыщал самые простые ритмы неистовой жизненной силой. Его игра представляла собой чистый, первобытный инстинкт, и Коллинза привлекала в Муне в первую очередь интуитивная эмоциональность его игры.
Своим третьим кумиром Фил называет Джона Бонэма из Led Zeppelin, стиль которого, по мнению Коллинза, был основан на грубой физической силе. Коллинз вспоминает, что видел однажды, как Бонэм играл с такой интенсивностью, что выглядел почти первобытным человеком, а барабаны словно были продолжением его существа.
Бонэм поднял рок-музыку на более высокий уровень мощи, превратив барабанную установку в оружие. Коллинз восхищался ритмичностью Бонэма, ведь он был невероятно точен. В ранних записях Genesis влияние Бонэма на Коллинза довольно заметно.
Если Бонэм и Мун олицетворяли для Фила чистую энергию рока, то Бадди Рич привлекал его джазовой техникой. Коллинз говорил, что техника Рича была сверхъестественной и называл его “величайшим барабанщиком всех времен”. У Бадди он научился тому, что даже самые быстрые и сложные ритмы могут – и должны – казаться легкими.
Следующий авторитет для Коллинза – барабанщик The Rolling Stones Чарли Уоттс. Стиль Уоттса был чужд излишествам и отличался сдержанностью, точностью и чуть ли не трансцедентальной медитативностью. Они дружили, и Фил воспринимал игру Чарли как урок смирения, как напоминание о том, что барабанщик должен поддерживать песню, позволяя музыке течь свободно.
Еще два барабанщика, которыми Коллинз восхищался – это Честер Томпсон и Стив Гэдд. Честер был гастрольным барабанщиком Genesis, и он работал также с Фрэнком Заппой, Сантаной, сотрудничал с группами The Mothers of Invention и Weather Report. Когда Фил на концертах вставал к микрофону, он смело доверял барабанную установку Томпсону.
А в игре Стива, одного из самых известных в музыкальном мире сессионных барабанщиков, Коллинз отмечал адаптивность и универсальность – эти качества он высоко ценит. И еще: сам Гэдд черпал вдохновение у Рика Маротты, который исповедовал принцип “Меньше значит больше”.
Коллинзу нравился этот принцип, заключающийся в том, что к лучшему результату приводят минимализм, простота и ясность. Любопытное совпадение: младший брат Рика, Джерри, был туровым барабанщиком Питера Гэбриела. Мир тесен.
Это были семь барабанных кумиров Фила Коллинза, но кто же восьмой? И я обещал, что фамилия Фила прозвучит в ином контексте. Так и есть, потому что речь идет о Нике Коллинзе, сыне Фила. Он взвалил на себя обязанность заменить отца за установкой, когда у того начались проблемы со здоровьем.
По словам Фила, наблюдая за игрой сына, он испытывает горечь и радость одновременно, поскольку для него это конец одной эпохи и начало другой. Ник придал песням отца новую энергию, доказав, что любовь к игре на барабанах у него в крови.
А сегодня и сам Фил Коллинз стал примером для молодых. Его называли своим кумиром Брэн Дэйлор (Mastodon), Майк Портной (Dream Theater), Тэйлор Хокинс (Foo Fighters) и многие другие известные барабанщики.