Не в наших правилах копипастить чужую информацию, но ведь правила для того и писаны, чтобы их нарушать, верно? Всегда бывают исключения. Вот одно из них: интервью Князя газете Metro, опубликованное на сайте группы «КняZz». Подробное, актуальное и очень интересное, поэтому есть смысл привести его полностью.
– Рокеры не стареют! – воскликнул Андрей, отвечая на вопрос о том, что в начале 2000-х, когда «Король и Шут» были на пике творчества, казалось: пройдёт 10 лет, и вся эта сказочная тема песен уйдёт на второй план, а «КиШ» повзрослеет и в таком формате покинет сцену.
– Да, мне уже за сорок, и внешний характер моей музыки вроде бы не изменился, но внутренне это не так, – говорит Князь. – Если раньше мне было интересно просто рассказать историю – то есть два человека куда-то идут, что-то с ними происходит, то теперь я концентрируюсь больше на психологии, открываю «потайные комнаты». Почему я продолжаю этим заниматься? К примеру, у людей, которые ходят в тренажёрный зал, вырабатывается гормон счастья. Вот и я после каждого концерта счастлив. А песни со временем превратились из музыки и текста в средство общения.
Подводить итоги первой пятилетки собственной группы Андрей не спешит, не разделяет то, что было в «Короле и Шуте» и КняZz, а также не боится обвинений критиков в самоплагиате.
– Да, за пять лет мы выпустили пять альбомов, но, с одной стороны, к моменту создания группы КняZz у меня уже было много готового материала, во-вторых, всем не угодишь. Эксплуатируешь» старые темы – говорят, что нет развития. Пишешь более лёгкий материал – обвиняют в том, что нюни распустил. Да и вообще «Князю не идёт петь, лучше бы выпивал».
Кстати, пить музыкант бросил. Совсем. Даже на Новый год ни капли, признался он Metro. И «переквалифицировался» в аниматора. Во время тура в поддержку будущего альбома, который выйдет в 2017 году, музыканты собираются показать анимационный клип на песню «Лесник», полностью сделанный Андреем Князевым.
– Я начинал как художник и уже потом стал музыкантом. Так что анимация – это логичное продолжение юношеских увлечений. Над клипом на песню «Лесник» я работаю уже 1,5 года в одиночку, это очень кропотливая и сложная работа. Что касается технологии, то сначала кадры рисуются в карандаше, потом раскрашиваются.
Домашние Андрея Князева, по словам музыканта, его песни больше слушают, чем подпевают.
– Кроме младшей дочки, у которой какое-то потрясающее ощущение музыки, – говорит музыкант. – Ей 6 лет, но она уже с самого раннего возраста восприимчива к творчеству.
А вот тёща нередко становится первым «дегустатором» новых хитов.
– «Ели мясо мужики» – это её оживший кошмар, – шутит Князь, вспоминая один из легендарных хитов «Короля и Шута».
Андрей Князев: КняZz – приятная ноша
КняZz всё-таки – это отдельная страница истории? Или логичное продолжение «КиШа»?
Второе. Я не разделяю творчество этих групп. «КиШ» прекратил существование, поскольку я не стал возвращаться в группу, которую воспринимаю как наш с Мишей (Горшенёв, вокалист, скончался в 2013 году) тандем. Я принял на себя всю ношу совместного творчества. Приятную ношу.
Вы ушли из «Короля и Шута», когда Михаил Горшенёв серьёзно увлёкся театром – мюзиклом TODD («Суини Тодд»). Вам было неинтересно?
Там была сложная история. Мы очень давно задумывались о том, чтобы попробовать себя в актёрских формах. Даже на камеру что-то записывали. Была идея сделать спектакль, поставив на сцене десяток своих песен. В виде новелл. Чужие истории нам были неинтересны. И первый раз театру, который потом поставил мюзикл TODD, мы отказали. Но когда Бёртон выпустил свой фильм, Миша загорелся идеей, и выбить её было невозможно. Он, конечно, предлагал мне второстепенных персонажей – палача и так далее. Но я люблю более эмоциональные образы. Мы разошлись на этой почве, а потом и «КиШа» не стало.
Ряд песен из последних альбомов, по вашим словам, написаны в начале 90-х. Где вы их откапываете? На чердаке?
Конечно (смеётся). У меня есть каталог неизданных песен. Тогда я их записывал на магнитофон «Соната», играя на акустической гитаре. Сейчас оцифровал и закачал в компьютер. Почему решаю в тот или иной момент к ним вернуться? Потому что у каждой песни своя судьба. Где-то не было текста. Или не было идеи аранжировки. Или не было припева. Просто пришло время. То же самое было и в «Короле и Шуте».
А вам не кажутся эти темы начала 90-х наивными?
Вы знаете, юношеское сознание тем и хорошо, что оно чистое. По мере того как мы слушаем всё больше музыки, появляются шаблоны в мышлении. Музыка себя повторяет, всё идёт по накатанной.
Вам никогда не хотелось в своей лирике от историй уйти в сторону, к примеру, социальных тем, как принято в русском роке?
У меня как-то с этой темой не сложилось. К тому же я рисую иллюстрации к своим песням. И каждый раз, когда рождается текст, история, я представляю, как это можно визуализировать. Мне важны персонажи, образы. И они независимо от темы получаются в стиле «сказка – ложь, да в ней намёк». То есть и в сказочных сюжетах могут прятаться социальные моменты.
Сейчас музыка в России по большому счёту всем доступна благодаря интернету. Это плюс для слушателей, минус для музыкантов. Зарабатывать удаётся только на концертах?
Конечно. Пиратство – это, конечно, большая проблема, но здесь есть нюанс. Как только ты начнёшь говорить о пиратстве, на тебя сразу набросится часть аудитории. Люди будут ставить ультиматум: да мы за деньги вашего ничего слушать не будем! Менталитет в нашей стране такой. Не зря же, слово «халява» – это в России нечто приятное душе. Здесь ничего не поделать.
Как вам такие сервисы, как «Яндекс.Музыка»? Где можно за прослушивание рекламы или на смартфоне по подписке слушать в том числе альбомы группы КняZz? Это в определённой степени решает проблему?
Здесь всё зависит от аудитории. Есть люди консервативные, которые выросли на компакт-дисках и халяве. Они с трудом переходят в интернет. Есть наоборот, молодое поколение, которое выросло в цифровую эпоху. Мы в прошлом году перешли из поколения динозавров в новую эру. Кроме «Яндекс.Музыки» есть ещё iTunes, с которым можно заключить договор, после чего продавать музыку. С другой стороны, я сожалею о том, что компакт-диски уходят в прошлое. Для меня буклет всегда играл важную роль, поскольку я оформлял наши альбомы, продумывал, что будет на каждой странице. Это был очень интересный и творческий процесс”.