Будь у меня возможность создать в блоге отдельную рубрику для материалов, подобных сегодняшнему, я назвал бы ее “Знакомые незнакомцы” и включил бы в нее статьи про Роя Биттана, Дэрррила Джонса, London Voices и The Wrecking Crew – все они посвящены музыкантам, чье творчество нам хорошо знакомо. В отличие от их имен.
Герой моего сегодняшнего рассказа Рэй Купер – из той же оперы. Точнее, из той же сферы музыкального сопровождения великих артистов, в тени которых развивается их карьера. Рэй – британский сессионный перкуссионист, чью игру слышали все, но мало кто знает его по имени.
Если честно, при подготовке этого материала я немного запутался. Причем дважды. Во-первых, Рэй Купер и герой моей предыдущей истории Рой Биттан на удивление похожи. Не только именами, но и внешне. Оба лысые, оба в черных очках. Взгляните сами.
Рэй Купер
Рой Биттан
Но это еще не все. Когда искал в сети информацию, нашел хороший сайт с множеством фоток, но почему-то Рэй на них выглядел иначе, чем я себе представлял по другим снимкам. И всегда с какой-то непонятной виолончелью в руках. Стал копать и выяснил, что это вообще другой человек. Он тоже англичанин, тоже музыкант и тоже Рэй Купер. Но не тот, о котором я хочу рассказать.
В конце концов я все-таки разобрался, who is who и теперь представляю вам этого музыканта.
Деятельность Рэя началась в шестидесятых. Мои источники указывают, что одно из первых приглашений к сотрудничеству он получил от группы The Who, и это вполне вероятно, но подтверждения этой информации я не нашел.
Зато его более позднее участие в проектах таких известных исполнителей как Джордж Харрисон, Брайан Ферри, Марк Нопфлер, Дэвид Гилмор, Арт Гарфанкел в доказательствах не нуждается.
Понятно, что это очень краткий список музыкантов, приглашавших Рэя Купера в качестве сессионного барабанщика. На самом деле он намного полнее, и в их череде стоило бы упомянуть Traveling Wilburys, The Kinks, Ринго Старра, Роджера Уотерса, Эрика Клэптона, Пола МакКартни и его Wings.
С одними из них он работал довольно часто, а с другими его сотрудничество носило разовый характер, как, например, The Rolling Stones, с которыми в 1974 году Рэй записывал альбом “It's Only Rock and Roll”.
Зато бас-гитарист Роллингов Билл Уаймэн смог затащить Рэя на два альбома – свой третий сольник “Green Ice”, вышедший в 1981, а затем, шестнадцать лет спустя, на “Struttin' Our Stuff”, первый студийный альбом группы Билла Bill Wyman's Rhythm Kings (1997).
Но наиболее плодотворная совместная деятельность Рэя Купера проходила с Элтоном Джоном. Прошу уважаемых читателей не испытывать когнитивный диссонанс в связи с присутствием в рок-блоге Элтона Джона, который к року в принципе не имеет отношения. Ну да ладно, статья же не про него, а про Рэя Купера, деятельность которого в рок-музыке тоже довольно полна и эффективна.
Более 90 записей Элтона Джона отмечены присутствием Купера, а что касается концертов, в которых он принимал участие, начиная с 1972 года, то их число перевалило за 800 и продолжает расти.
В середине семидесятых Рэй в течение двух лет входил в официальный состав Elton John Band на постоянной основе, да и в наши дни он активно с ним сотрудничает – Рэй гастролирует в прощальном туре Элтона Джона “Farewell Yellow Brick Road”, который должен закончиться в июле 2023.
И в заключение хочу упомянуть еще одну ипостась Рэя Купера – кино. Его необычная внешность не раз привлекала режиссеров. Он начал сниматься в конце восьмидесятых по приглашению своего хорошего друга Джорджа Харрисона на принадлежавшей ему студии HandMade Films.
Он играл в основном эпизодические роли, например, в фильме про моряка Попая, но чаще всего Рэя можно увидеть в фильмах Терри Гиллиама. Купер снимался в “Бразилии”, “Приключениях барона Мюнхгаузена” и “Теореме Зеро”.
Ну что же, еще один “знакомый незнакомец” стал нам известен. Думаю, эту серию следует продолжать.