Эта история всем известна давным-давно, и все же сегодня мы вновь к ней обратимся. Почему? Потому что появилась новая версия происшедшего. Причем от человека, игравшего в тех далеких событиях далеко не последнюю роль.
Для начала вкратце напомню суть дела: на альбоме группы Metallica 1988 года “…And Justice For All” почти не слышна бас-гитара. Кто был басистом Металлики в то время? Правильно, Джейсон Ньюстед, пришедший на место трагически погибшего двумя годами ранее Клиффа Бертона.
Как его в первое время гнобили остальные участники группы, тоже хорошо известно, я и сам об этом рассказывал в нескольких публикациях в блоге. К счастью, с годами отношение к Ньюстеду изменилось в лучшую сторону, и он оставался басистом Металлики целых 14 лет.
Вернемся к альбому “…And Justice For All” и его очень тихим басам. Есть версия, озвученная звукорежиссером Стивом Томпсоном, который однозначно называет виновником Ларса Ульриха.
По его словам, именно Ульрих потребовал убрать басы. Стив утверждает, что басовые партии были великолепны, они идеально звучали, но Ларс заявил, что их надо уменьшить настолько, чтобы они были еле слышны.
А много лет спустя, во время церемонии введения Metallica в Зал славы рок-н-ролла, Ларс задал Стиву неожиданный вопрос: “Послушай, а что случилось с басами в “…Justice?”
“Я готов был его задушить, – вспоминал Томпсон. – Это было обидно, потому что я вдруг оказался виноват в отсутствии басов”.
И вот на днях появилась новая версия – ее озвучил продюсер альбома Флемминг Расмуссен. Он согласен с Томпсоном, что это было сделано намеренно, но почему?
Флемминг сказал: “Это всего лишь мое предположение, но я думаю, что они сделали это, чтобы получить какую-то реакцию от Ньюстеда. Потому что больше всего они ненавидели Джейсона за то, что он никогда не проявлял несогласие и не высказывал собственное мнение. Я думаю, они ждали, когда он заявит о своем месте в группе. Они это сделали, чтобы вызвать его реакцию, а когда ее не последовало, то альбом таким и остался”.
На мой взгляд, объяснение так себе. Трудно представить, что группа может сознательно испортить звучание альбома, чтобы пробудить басиста. Тем более, что изначально басы были записаны, причем отличные.
Это подтверждает и сам Расмуссен, который несколько лет назад говорил: “Я, наверное, один из немногих людей в мире, включая Джейсона и Тоби Райта, помощника инженера, который слышал басовые треки на “...And Justice for All”, и они были просто восхитительны”.
Думаю, что правды мы уже не узнаем. Можно, кстати, привести объяснение от Джеймса Хэтфилда и Ларса Ульриха. Они заявили, что убрали низкие частоты не для того, чтобы принизить Ньюстеда, а потому, что их слух был “урезан” после тяжелых гастролей, и поэтому они добавляли все остальное, но бас при этом почти исчез.
Любопытно, что для переиздания альбома в 2018 году они решили оставить все как есть, хотя могли и скорректировать звучание. Но не стали этого делать, а пояснили так: “Эти записи являются продуктом определенного периода жизни; это слепки нашей судьбы. Да, в “...Justice for All” можно было бы добавить низких частот, а в альбоме “St. Anger” не мешало бы уменьшить звучание малого барабана, но именно такие вещи делают эти пластинки частью истории”.