По сети гуляет цитата, приписываемая великому барабанщику Битлз Ринго Старру: “Судьба барабанщика – это смотреть на три пятые точки, стоящие перед тобой”. Я неоднократно встречал ее на различных сайтах, но исключительно в рунете. Ни на одном англоязычном сайте, даже на ресурсе “100 цитат Ринго Старра” она не обнаружилась. Странно, не правда ли?
Тем не менее, из этой фразы родилась тема сегодняшней статьи. Сразу оговорюсь, что я не профессиональный барабанщик, и все, что вы сейчас прочтете, взято мной из разговоров с музыкантами, из специализированных форумов и чатов.
Итак, классическое расположение музыкантов рок-группы предусматривает место ударной установки позади остальных. Спереди фронтмен, по сторонам гитаристы, басист, клавишник (если есть), а на задворках, в глубине сцены колотит барабанщик. Разве это справедливо?
В принципе, да. Для такого расположения есть вполне обоснованные причины. Во-первых, все остальные музыканты постоянно двигаются по сцене, и им требуется свободное пространство чтобы микрофонной стойкой размахивать и гитары об сцену крушить. А барабанщик сидит как приклеенный к одному месту, работает и никому не мешает.
Во-вторых, вокруг установки всегда множество микрофонов, зацепиться за которые проще простого, если они будут на пути постоянных перемещений остальных музыкантов.
В-третьих, законы композиции (художественной, а не музыкальной) требуют, чтобы крупный объект находился позади мелких – так их лучше воспринимает человеческий глаз.
В-четвертых, громкие звуки барабанов и тарелок могут заглушать звучание остальных инструментов и вокалиста, несмотря на то, что звук идет через усилители. По этой же причине сейчас многие ставят перед установкой стеклянный экран.
В-пятых, барабаны задают ритм, а звук от установки, стоящей на краю сцены, будет уходить вперед, и возвращаясь эхом, вносить диссонанс.
И наконец, зрелищность. Барабанная установка – это очень эффектный инструмент, которому необходимо правильное освещение, для чего ее зачастую ставят на подиум, приподнимающийся над сценой. Работа барабанщика вызывает эстетическое удовольствие, поэтому он должен быть виден во всей красе. Иными словами, все продумано до мелочей.
Тем не менее, есть группы, которые не придерживаются этих правил. Как вам King Crimson, например? Три установки, и все спереди! А остальные музыканты в глубине, но на возвышении, чтобы их тоже было видно.
А сейчас я надеюсь вас удивить, уважаемые читатели. Оказывается, место барабанщика иногда бывает не сзади и не спереди, а… сбоку. Я сам не верил, пока не увидел. Тем не менее, вот клип португальской группы Linda Martini, одной из ведущих команд альтернативной сцены в этой стране.
Обратите внимание, где расположена барабанная установка. К тому же она не просто стоит не в одном ряду с остальными музыкантами, а повернута на 90 градусов по отношению к фронтлайну.
Это далеко не единственный пример. Пожалуйста: Майк Портной в составе Transatlantic тоже ставил установку слева (если смотреть с позиции группы).
На одном форуме мне встретилось любопытное мнение – барабанщик, практикующий боковое расположение установки, объясняет, что так он чувствует прямой и непрерывный контакт как с публикой, так и с остальными участниками группы. Его товарищам не нужно поворачиваться спиной к зрителям, чтобы обратиться к нему.
В заключение хочу напомнить, что мои рассуждения могут показаться дилетантскими, и это верно, так оно и есть. Поэтому прошу читателей-барабанщиков поделиться мнением: чем еще объясняется ваше место в глубине сцены? И еще: не чувствуете ли вы себя оторванным от остальных?