Сегодня в нашем блоге очередное расследование – будем разбирать песню Dire Straits “Walk of Life”. Работать с текстами Марка Нопфлера особенно интересно, потому что в них всегда можно обнаружить несколько пластов смысла, и я уверен, что предыдущие статьи на эту тему не прошли мимо внимания уважаемых читателей.
Напомню, что прежде мы подробно изучали лирику песен “Sultans of Swing”, “Money For Nothing” и “Your Latest Trick”. Ссылки на эти посты приведу в конце.
Песня “Walk of Life” вышла в 1985 году на альбоме “Brothers in Arms”, но за некоторое время до этого она была выпущена синглом, и в этом качестве получила не меньшую популярность по сравнению с треками “Money For Nothing” и “Your Latest Trick” с того же релиза.
Достаточно сказать, что в британском чарте синглов она обошла их обоих и заняла 2 позицию, в то время как “Money” были на четвертой, а “Trick” вообще на 26-й строке UK Singles Chart.
Вообще-то к моменту выпуска этого альбома, пятого в их дискографии, Dire Straits уже были практически на вершине славы, но “Brothers in Arms” поднял их еще выше, в заоблачные дали. И случилось это не в последнюю очередь благодаря песне “Walk of Life”.
Была еще одна причина, позволившая этой композиции стать столь узнаваемой – это видеоклип с очень модной в то время нарезкой фрагментов различных забавных ситуаций, произошедших во время спортивных соревнований. К содержанию песни он не имеет абсолютно никакого отношения, тем не менее, свою роль он сыграл.
Для начала послушаем песню, а затем попробуем сделать невозможное – понять, что автор имел в виду.
Итак, о чем эта песня и откуда она появилась? По словам Марка Нопфлера, однажды он увидел фотографию уличного музыканта, молодого парня, играющего в метро на гитаре. На фото он стоял лицом к стене, чтобы получить хорошую реверберацию.
Марку снимок напомнил его самого, когда он еще подростком учился играть и, не имея усилителя и прочих девайсов, пытался как-нибудь изменить звучание инструмента, добавить ему громкости и различных эффектов.
И затем, на волне воспоминаний, он написал песню об уличном музыканте. Марк дал ему имя Джонни, и рассказал историю, как этот парень, благодаря своему таланту, харизме, искренности и преданности делу, играет так, что "ночь превращается в день".
Нопфлер отдает дань уважения нелегкому ремеслу музыканта, восхищается им и заканчивает словами о том, что жестокость и двусмысленность уйдут, беды и раздоры закончатся, и останется только музыка, с которой ты идешь по жизни. Потому песня Марка так и называется: “Дорога жизни”.
А теперь немного о загадках, щедро разбросанных в тексте. Марк не был бы самим собой, если бы их не оставил. На самом деле для слушателя, знакомого с историей музыки, это никакие не загадки, потому что, в отличие от предыдущих песен, которые я разбирал, в этой вещи нет тайных смыслов.
Зато есть несколько упоминаний других песен, которые мы сейчас и попробуем понять. Буквально во второй строке есть слова “Be-Bop-A-Lula”, “Baby What I Say”, а затем идет “Here comes Johnny singing I Gotta Woman”. Все это – отсылки к известным композициям прошлого.
“Be-Bop-a-Lula” – это рокабилли-песня Джина Винсента и His Blue Caps, вышедшая в 1956 году. Блюз “What I Say” написал легендарный Рэй Чарльз в 1959. Его же авторству принадлежит “I Gotta Woman” 1954 года, ставшая предтечей жанра соул.
Далее у Нопфлера идут такие слова:
He do the song about the sweet lovin’ woman
He do the song about the knife.
Это явные отсылки к песне Роберта Найтхока “My Sweet Lovin' Woman” и мюзиклу “Мэкки-нож” на стихи Бертольда Брехта.
Марк также упоминает песню Кенни Болла “My Walking Shoes”, а также talkin’ blues, что относится не только к разновидности фолка и кантри, но и к альбому Боба Марли “Talkin' Blues”, записанному в 1973.
Вот такие интересные пасхалки обнаружились в тексте Марка Нопфлера. Кстати, если вам захочется узнать об этом побольше, и вы полезете за информацией в википедию, готовьтесь к тому, что не найдете там и половины вышеизложенного. Да, кое-что там имеется, но далеко не все.
И в заключение обещанные ссылки на предыдущие статьи с разборами песен Марка Нопфлера.