Давным-давно, в апреле 2019 года я здесь публиковал материал о влиянии гранжа на хэви-метал и о том, как перепугались рокеры начала девяностых c появлением неумытых, нечесаных оборванцев, которыми они считали музыкантов, игравших гранж. Основным выводом той статьи было следующее утверждение: “Гранж совершил преступление против музыки — он убил гитарное соло”.
Это были не мои слова, а цитата из британской газеты The Guardian. Но почему я сейчас вспомнил тот пост? Потому что тема настоящего материала с ним перекликается, и сегодня я снова буду рассказывать об отношениях гранжа с другими жанрами, но в более узком формате – на примере только одной группы. И группа эта, разумеется, NIRVANA.
Утверждения о том, что Нирвана убила хэви-метал, сродни заявлению “Рок-н-ролл мертв” – оно периодически появляется в различных онлайн-изданиях, посвященных року, затем следует бурное, но недолгое обсуждение, и все опять стихает. До поры до времени. А потом повторяется сначала. Поэтому я подумал: надо разобраться с этим раз и навсегда и поставить уже точку в этом вопросе.
Так убила Нирвана хэви-метал или не убила? Судя по тому, что он до сих пор существует, победа в этой битве осталась не за гранжем. Но была ли битва? Разве гранж в целом и Нирвана в частности стремились заменить собой другие группы, разве они мечтали подмять их под себя и заполонить рок-пространство только своей музыкой? Нет, этого не было.
А как было? Откуда вообще взялись такие странные заявления? Дело в том, что массовый успех хэви-метала в конце восьмидесятых достиг своих естественных пределов и несправедливо винить в этом других музыкантов, тем более какой-либо одной группы. Безусловно, вкусы меняются, но не так быстро. Поэтому резкая утрата интереса к прежним кумирам наводит на некоторые размышления.
Я думаю, что это было сделано искусственно. С появлением гранжа многие критики решили переметнуться в этот лагерь, оставив за бортом бывших любимцев. Но хуже всего было то, что на этой волне их поддержали некоторые звукозаписывающие компании – они просто перестали давать нормальную рекламу новых альбомов.
В те годы в прессе появилось множество обзоров альбомов, в которых музыкальные критики открыто говорили о том, что отныне их предпочтения лежат в области гранжа и альтернативного рока. Более того, они позволяли себе высмеивать “старые добрые” металлические группы и публиковали заведомо отрицательные отзывы на их альбомы, даже не слушая новинки.
Результат был закономерен. Такая кампания не могла не способствовать падению продаж. Не секрет, что у каждой группы есть самые преданные и надежные поклонники, составляющие ядро ее фан-армии, но их меньшинство. Большая часть фанов, как правило, способна легко переметнуться, особенно если им начнут внушать, что новый альбом какой-нибудь “традиционной метал-группы” скучен и его все равно никто не будет слушать.
Случилось так, что Нирвану просто выбрали в качестве новых любимцев прессы и звукозаписывающих компаний, но в этом нет их вины. У них отличная музыка, и гранж вполне мог сосуществовать с ведущими жанрами. В те же годы на гранж-небосклоне взошли и другие группы, получившие большую популярность, что и породило ошибочное мнение о смерти хэви-метала.
Это мнение легко опровергнуть, если посмотреть, сколько хард-рок и хэви-метал групп преуспели в девяностых годах, несмотря на искусственно раздутую шумиху вокруг гранжа. Возьмем для примера 1991 год, когда мир услышал “Nevermind” Нирваны. В том же году (и даже в том же месяце) выходят обе части “Use Your Illusion” Guns’n’Roses, получившие бешеную популярность. Элис Купер подарил нам бессмертный “Hey Stoopid”. Легендарная песня “Losing My Religion” – с альбома R.E.M. “Out of Time” 91 года. U2 в этом году выпустили один из своих самых успешных альбомов “Achtung Baby”, дебютировавший в ноябре на первой позиции в чарте US Billboard 200 Top Albums.
Что касается более тяжелой музыки, то здесь картина еще интересней. За полгода до U2 выходит “For Unlawful Carnal Knowledge” – девятый альбом Van Halen, и тоже возглавляет Billboard 200. В августе 91 выходит “Черный альбом” Металлики – это вообще абсолютный хит всех времен и народов! Если пойти дальше по группам “Большой четверки”, то давайте вспомним, что чуть раньше, в сентябре 1990 появился один из лучших трэш-альбомов – “Rust In Peace” MEGADETH. Месяц спустя, в октябре SLAYER выпускают свой “Seasons in the Abyss”. А месяцем ранее, в сентябре 1990 у ANTHRAX вышел “Persistence of Time”, который к январю 1991 уже получил золотой статус, то есть за три месяца было продано более полумиллиона копий.
А теперь вернемся к “Nevermind” Нирваны. Хорошо известно, что несколько месяцев после релиза критика его вообще не замечала! Популярность к нему пришла намного позже. Поэтому о каком убийстве Нирваной хэви-метала можно говорить? У кого вообще язык поворачивается такое заявлять? Идите и вымойте рот с мылом.
Может сложиться впечатление, что автор терпеть не может Нирвану. Это не так, а совсем наоборот. Но я за справедливость и против голословных обвинений в адрес кого бы то ни было. Тем более, что их так легко опровергнуть простыми примерами, что я и постарался сделать. Но мне интересно, что вы об этом думаете?