Продолжаю цикл материалов, посвященных Курту Кобейну и группе NIRVANA. Мы уже знакомы с мнением некоторых музыкантов – Роберта Планта, Ноэла Галлахера, Малколма Янга… У всех оно разное, но никто не отрицает жанрообразующей роли Нирваны в истории музыки.
Например, фронтмен METALLICA Джеймс Хэтфилд откровенно говорил: “Когда в восьмидесятых наступило перепроизводство всего этого хэйр-метала, пришла Нирвана со своим трэшевым гаражным звуком и цепким хуком. Именно это и было нужно музыке”.
С ним, в принципе, соглашаются многие поклонники Курта и группы в целом. Но вот что интересно: это мнение со стороны, а каким может быть взгляд изнутри? Давайте сегодня узнаем, что о своей бывшей группе думает ее барабанщик Дэйв Грол.
Можно ли доверять его словам? Разумеется, можно! Этому есть одна простая причина: после Нирваны Дэйв не бросил музыку, а стал еще более известен, но уже в качестве лидера группы FOO FIGHTERS. А это значит, что у него нет оснований принижать или, наоборот, возвеличивать Нирвану. Он и без нее всего добился. Поэтому я верю в его объективность.
Итак, чем была Нирвана для Дэйва? Постоянные читатели наверняка помнят один из предыдущих материалов (про Роберта Планта), где я рассказывал, как неприязненно Курт, Дэйв и Крист относились к своей известности, не называя себя звездами.
Они, если можно так сказать, отделяли личное от общественного. Популярность группы и особенно музыки они приветствовали. Но не собственную славу.
Именно это имеет в виду Грол, когда говорит о чрезмерном внимании к Нирване. Когда они все вместе, в составе группы – это замечательно, но каждый по отдельности… не лезьте к нам со своими ахами и охами.
Вообще-то ему легко так говорить. Если Кобейна узнавали все и повсюду, Криста с его двухметровым ростом тоже было трудно не заметить, то Дэйв был неприметным. Просто еще один парень с длинными волосами, которые в то время были у каждого второго! Напомню, что на сцене царил хэйр-метал.
Но почему, откуда такое нежелание выделяться? Все очень просто. Грол вспоминал: “Карьерных амбиций не было вообще никаких. Мы знали, что у нас нет шансов стать самой популярной группой в мире. Мы просто хотели играть”.
Вот они, ключевые слова: “просто хотели играть”. А не завоевывать мировую известность, зарабатывать миллионы, путешествовать по всей Земле с гастролями… Нет, просто играть.
Именно такие группы и становятся суперпопулярными. Участники Нирваны не были позерами, и выходя на сцену, не рисовались и не стремились показать всем, какие они крутые музыканты.
Поэтому зрители видели простых парней в свитерах и фланелевых рубашках. Точно таких же, что и в школе, на улице, у себя дома. Это вам не латексные костюмы и двухэтажные залакированные начесы на голове. Это обычные ребята, поющие о том, что нам понятно и близко. Они такие же как мы. Нет, не так. Они – это мы.
Теперь понятно, почему Дэйв Грол удивляется тому, что многие стали разделять музыкальные эпохи на ту, что была до Нирваны и ту, что наступила после, словно эта группа была поворотным моментом, вехой на пути.
Он говорит: “Каждый раз, открывая журнал об альтернативной музыке, я вижу, что там всегда есть пред-нирвана и пост-нирвана. Я этого не понимаю. Половина меня думает, что это был просто хайп. Я никогда не скажу: “Да, мы были легендами”, потому что именно против этого мы и выступали”.
Ну что же, мнения разделились. В следующих статьях мы увидим, кто в итоге окажется прав. А может, никто не окажется.