В двух предыдущих частях мы поговорили о возникновении панк-рока в Америке и Великобритании и пришли к выводу, что зарождение жанра произошло независимо друг от друга, и взаимного влияния британские и американские панки не испытывали. Вначале не испытывали, потому что со временем оно возникло, несмотря на отсутствие интернета. Как только музыканты наладили трансконтинентальные связи, когда Ramones и Sex Pistols выросли из клубного формата и пересекли океан, у них появились поклонники по обе стороны Атлантики.
И здесь я опять-таки поспорю с теми, кто настаивает на том, что американский андеграунд оказал более значительное влияние на английский. По-моему, все было как раз наоборот. Приезд Ramones в Британию подстегнул многих, но Sex Pistols сделали гораздо больше, причем как на родине, так и в Штатах. Достаточно взглянуть на современных панков, чтобы это понять – европейские и американские любители панк-рока выглядят одинаково. При этом никто не косит под Ramones, зато до сих пор подражают Sex Pistols.
Интересно, что Джонни Роттен сотоварищи терпеть не могли американскую панк-сцену. Они утверждали, что их музыка и образ жизни не имеют никакого отношения к тому, что происходит в Америке. Они всячески дистанцировались от термина панк-рок, а придумавшую это слово журналистку “Melody Maker” Кэролайн Кун (я уже упоминал ее в первой части) буквально возненавидели. Именно за то, что она посмела провести параллели между двумя направлениями этого жанра, связав английских панков с американскими. А ведь начинала только с британских, при этом штатовских вообще за панков не считала. Но изменила мнение, за что ее и невзлюбили.
И все же без Sex Pistols панка бы не было. Ни в той, ни в другой стране. Те несколько групп, что появились примерно в то же время, постепенно сошли бы со сцены, не оставив ни малейшего следа. Да и сами Sex Pistols вряд ли были бы известны за пределами их небольшого ближайшего окружения в Лондоне, если бы не скандал на шоу Билла Гранди в декабре 1976 года. Их абсолютно отвязное поведение сделало им колоссальную рекламу, а Биллу стоило карьеры ведущего.
Без Sex Pistols не появились бы The Clash, а Джо Страммер так и остался бы солистом паб-рок-группы The 101er’s. Дэйв Вэньен продолжал бы копать могилы и ходить на концерты, но не стал бы фронтменом группы The Damned. The Buzzcocks и The Jam после знакомства с Sex Pistols полностью изменили свое звучание и музыкальное направление. Билли Айдол, Siouxsie Sioux, Adam and the Ants, а позднее Joy Division и, соответственно, New Order, The Smiths, The Fall, а также сотни других молодых музыкантов – все они вышли из Sex Pistols.
Итак, я прихожу к выводу, что панк-рок США и Великобритании – это два совершенно разных жанра, по крайней мере, с 1975 по январь 1978 года, когда Sex Pistols прибыли в Штаты. Ramones даже тогда были не слишком известны, причем не только за пределами Америки, но и на родине. Нет никаких сомнений в том, что именно скандальная репутация Sex Pistols вызвала взрыв панка во всем мире и принесла этот жанр в массы. Без них все остальные выдохлись бы и сдались под напором диско.
Ну что же, одну точку зрения мы рассмотрели. Если вы читали первую и вторую части этого материала, наверняка помните мое обещание представить как минимум два варианта развития событий. О другом поговорим в продолжении. И оно, скорее всего, будет не единственным. Оставайтесь с ПроРоком!