Любопытная статья попалась мне на просторах сети: можно ли считать хэви-метал искусством? У меня нет никаких сомнений, и мой ответ однозначный – да! В этом моя точка зрения совпадает с мнением автора статьи, поэтому спорить с ним не буду, но высказаться хотелось бы. Поделюсь с вами, но целиком переводить не стану, а перескажу своими словами, и вставлю парочку собственных комментариев, как я обычно это делаю.
Автор начинает свои размышления с экскурса в прошлое, вспоминая французскую Королевскую академию художеств XIX века, которая даже импрессионизм и тем более пост-импрессионизм не считала искусством. Ее члены всерьез утверждали, что только образцы академической живописи можно считать подлинными произведениями искусства, а слушать надо исключительно классическую музыку.
Но если мы попытаемся дать жанровое определение искусству XXI века, то наиболее подходящий термин для него – это метамодернизм, который “сочетает в себе просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм, колеблясь при этом между иронией и искренностью, созиданием и разрушением, апатией и влечением” (цитата из Википедии).
Как видим, здесь все непросто, сплошная борьба и единство противоположностей. И отрицать роль и значимость метала в современной жизни просто смешно. Поэтому давайте не будем ломать копья, а просто посмотрим, какое влияние оказывает этот жанр на другие виды искусства, и сразу все станет понятно.
Начнем с популярной музыки. Существует и официально признан такой жанр как поп-рок, но поп-метала нет. Есть глэм-метал, но по звучанию он далек от того, что мы считаем популярной музыкой. Вот вам и пример метамодернизма: находящаяся сегодня в мэйнстриме поп-музыка и маргинальные тяжелые жанры – типичное сочетание несочетаемого.
Тем не менее, есть группы, не играющие метал, но черпающие в нем вдохновение. В качестве примера автор приводит Breathe Carolina, Attack Attack! и Blood on the Dance Floor, в творчестве которых сочетаются поп, электроника и даже EDM с элементами пост-хардкора и скрима. У фанов ортодоксального метала от такой музыки закипает мозг, но сам факт ее существования можно считать доказательством влияния.
Метал повлиял и на более традиционную поп-музыку. Эстетика жанра прослеживается в стиле таких поп-исполнителей как Леди Гага, Тейлор Свифт и Билли Айлиш. Рэперы теперь тусуются с металюгами и даже замечены в совместном творчестве. Первые, кто вспомнился – Пост Мэлоун с Оззи Озборном на альбоме “Ordinary Man”. Но и до них были коллаборации: Anthrax и Public Enemy, Мэрилин Мэнсон и Гуччи Мэйн, Кори Тэйлор и Кид Буки, The Dillinger Escape Plan и Джаррен Бентон. Пересечение жанров налицо.
Идем далее. Никто не станет отрицать, что кинематограф является искусством. И взаимопроникновение метала и кино наблюдается весьма значительное. Даже название группы Black Sabbath пришло из фильма ужасов. А после становления жанра метал сам начал оказывать влияние на киноиндустрию. Уже не сосчитать саундтреков к фильмам, где звучит метал.
Навскидку: в фильме “Ворон” звучит “The Badge” Пантеры, в “Обители зла” куча песен Мэрилина Мэнсона, а также Fear Factory, Rammstein, Mudvayne и не только они. Motörhead с песней “Hellraiser” в фильме “Восставший из ада 3: Ад на земле”. “You Could Be Mine” Ганзов во втором Терминаторе, Металлика в “Миссии невыполнима - 2” а в “Последнем киногерое” кого только не услышишь! Там не просто звезды, а целое созвездие.
Отдельная статья – анимация. Я уже давно обратил внимание на тот факт, как много групп сегодня снимают мультипликационные клипы. Хотя мультиков было немало и раньше, один только “Heavy Metal” 1981 года чего стоит. Особенно много метала в японском анимэ. Как вам манга Detroit Metal City, не видели? А Dethklok, а Batmetal российской студии Red MEDUSA?
Никак нельзя забыть и про игры. Современная игровая индустрия не в меньшей степени уважает метал. Pantera и Metallica, Judas Priest и Slayer, Guns N ’Roses и Motörhead, KISS и Megadeth – все эти группы не только засветились в играх, но и вдохновили производителей игровых автоматов.
И, наконец, изобразительное искусство. Среди обложек альбомов иногда встречаются настоящие шедевры. Их авторы – известные художники, не гнушающиеся сотрудничать с метал-группами. Однажды я публиковал статью о работах Бориса Вальехо, чьи работы украшают пластинки Flotsam and Jetsam, Оззи Озборна. Даже сам великий Ханс Гигер, автор ксеноморфа из фильма “Чужой”, рисовал обложки для групп Celtic Frost, Carcass, Danzig, Atrocity. Он же разработал дизайн стойки микрофона для Джонатана Дэвиса, вокалиста Korn. Так что не только в живописи, но и в скульптуре отметился метал.
А какие потрясающие инсталляции можно увидеть на концертах! Создать такие вещи, как, например, у Iron Maiden – это трудное и высокое искусство. Не говоря уже о том, что многие музыканты сами не чураются живописи, и у них это очень неплохо получается.
Вот и выходит, что метал – это искусство. Добавлю от себя еще пару слов, подтверждающих серьезное отношение к тяжелой музыке со стороны не только творческих людей, но даже педагогов. 10 мая 2013 в колледже английского города Ноттингема был утвержден новый факультативный учебный курс, который так и называется – "Heavy Metal". За два года обучения студенты должны получить навыки по ведению музыкального бизнеса, изучить историю хэви-метала, его роль в фильмах и видеоиграх, а также научиться сочинять песни и исполнять их в стиле heavy metal.
А вы какие можете привести примеры влияния метала на искусство и человечество в целом? Что-нибудь метамодернистское?