Материалы на тему “Гранж убил хэви-метал” периодически публикуются в блоге, но интерес к ним не исчезает. Более того, в мировой рок-тусовке он тоже имеет место быть. Вот, например, вокалист немецкой группы KREATOR Милле Петроза недавно поделился своими соображениями на этот счет.
Для начала напомню суть вопроса: в начале девяностых молодые группы, играющие гранж, стремительно ворвались на рок-сцену, потеснив хэйр-метал в лице MÖTLEY CRÜE, POISON, WARRANT и им подобных.
В то время об этом писали во всех музыкальных журналах, звукозаписывающие компании отказывались брать в работу метал, требуя только гранж, а NIRVANA для многих стала идолом и кумиром, несмотря на то, что они сами об этом и не мечтали.
Любопытно, что Милле вовсе не считает гранж причиной этих изменений. Недавно он поделился воспоминаниями той поры: “Мы все тогда были в ужасе. Я, конечно, не думал, что всему пришел конец, но все же рад, что 90-е уже прошли”.
“Есть метал-группы, которые всегда говорят: “Гранж убил метал”, – продолжает Петроза. – Я с этим не согласен. Думаю, что его убили люди из музыкальной индустрии, которые больше не хотели, чтобы метал существовал. К счастью, сегодня в звукозаписывающих компаниях очень много поклонников метала”.
По мнению Милле, в ту эпоху на первом месте были деньги (как будто сегодня что-то изменилось!), и сотрудники лэйблов ничего не понимали в музыке, зато разбирались в бизнесе.
Но сегодня ситуация иная. Петроза уверяет, что современная метал-сцена создалась сама собой, и сейчас компании не стремятся к огромным тиражам, потому что в них, цитирую: “работают люди, которые действительно любят музыку, и нам не нужно идти на поклон к тем, кто озабочен только объемом продаж”.
Если честно, я с ним не согласен, так как читал очень много интервью известных музыкантов, которые утверждают прямо противоположное. Но оставим эти утверждения на совести Милле, а сами давайте вернемся в девяностые.
Петроза вспоминает, как выглядели группы в те годы и говорит, что дело не в гранже, а в том, что некоторые настоящие метал-группы ошибочно принимали за глэм, потому что еще в конце восьмидесятых развелось “слишком много идиотов, из-за которых метал выглядел непривлекательно”.
“Их глупый гламур отвлекал людей от метала, – утверждает Милле. – Это было связано с развитием MTV. Тогда в Америке были POISON, RATT, WHITESNAKE, а затем появились SLAYER, EXODUS и KREATOR, и многие заявляли, что не хотят слушать этот метал, им нужны только гламурные вещи”.
На мой взгляд, в этом Петроза тоже не совсем прав. Не стоит все валить на MTV. Да, телевидение сыграло свою роль, но аудиторию надо воспитывать живой музыкой и хорошими альбомами, иначе превратишься в Бивиса и Баттхеда, в чем MTV преуспело.
В качестве резюме: гранж не убил метал и даже не пытался. Потому что грош цена такому металу, который могут вытеснить нечесаные пацаны в драных джинсах и растянутых пуловерах. Настоящий, добротный метал жив-здоров и развивается. А вот гранж, воспарив ненадолго к вершине музыкального Олимпа, откатился к остальным маргинальным жанрам.
Но все же он сыграл свою роль и выполнил одну очень важную задачу, на мой взгляд: убрал из мейнстрима все лишнее, очистил метал от гламура и стал своего рода катализатором дальнейшего развития тяжелых жанров.