При всем разнообразии музыкальных материалов, публикуемых в этом блоге, статьи о такой важной составляющей как бэк-вокал, встречаются крайне редко. Причина вовсе не в том, что я сознательно стараюсь избегать этой темы, просто об этом мало пишут на просторах интернета. Поэтому любое упоминание об интересных бэк-вокалистах достойно нашего внимания, я считаю.
Пожалуй, мне следует углубиться в эту тему и подготовить небольшую подборку материалов. Займусь на досуге. А сегодня расскажу, с какими неожиданными проблемами может столкнуться музыкант, выступающий на бэк-вокале у супер-звездной группы.
Итак, герой моей сегодняшней истории – Бернард Фаулер, известный своим давним сотрудничеством с The Rolling Stones. Он работает с ними с 1989 года, хотя его карьера началась намного раньше – первый музыкальный опыт Фаулер получил с группой The Total Eclipse на альбоме “A Great Combination”, выпущенном в 1975 году.
В начале 1980-х он стал одним из основателей и участником нью-йоркской команды Peech Boys, затем был солистом группы Tackhead, а если перечислить всех музыкантов, с кем он имел удовольствие сотрудничать, то список получится довольно длинным, и в нем будут имена таких разных исполнителей как Херби Хэнкок, Бутси Коллинз, Филип Гласс, Элис Купер, Херб Алперт, Литтл Экс, Тодд Терри, Йоко Оно, Майкл Хатченс из INXC и многие-многие другие.
Помимо этого, Бернард занимался и сольной карьерой, но давайте вернемся к его основному месту работы – группе The Rolling Stones. Он неоднократно гастролировал с ними по всему миру и оставил свой голос на 14 альбомах Роллингов. Фаулер также принимал участие в сольных проектах Мика Джаггера и Кита Ричардса, пел на сольниках Чарли Уоттса и Ронни Вуда, то есть поработал со всеми вместе и с каждым по отдельности.
Их первое знакомство состоялось в 1985, когда Мик Джаггер пригласил Фаулера для записи бэк-вокала на дебютном сольнике “She's the Boss”. Позже он объяснил свой выбор тем, что у Бернарда был широкий вокальный диапазон, большая музыкальная образованность и выносливость. Это стало началом длительных деловых и личных отношений Фаулера не только с Джаггером, но и со всеми участниками Rolling Stones.
Казалось бы, его карьера складывается просто замечательно. Да, звезд с неба не хватает, но место занимает достойное и свою работу выполняет отлично. В чем же проблема, обещанная в заголовке этого материала?
Оказывается, несмотря на множество преимуществ, которые имеет работа с Миком Джаггером и компанией, у нее есть один серьезный недостаток: люди боятся предлагать ему участие в концертах, так как думают, что они не могут себе этого позволить.
Вот как это объясняет сам Бернард Фаулер: “Выступать с Роллингами – это абсолютный максимум. Более высокого уровня нет. Но я всегда делал свои собственные вещи. И до Роллингов, и во время работы с ними, и сейчас делаю. Но этот мой престижный статус заставляет людей думать, что я не буду выступать за 100 баксов”.
Фаулер вспоминает, как объяснил эту ситуацию Дэррилу Джонсу, когда тот присоединился к группе в качестве гастролирующего басиста: “Я сказал ему, что это обоюдоострый меч. Можно подумать, что, поскольку ты работаешь с Rolling Stones, то после гастролей, когда ты освободишься, твой телефон раскалится от звонков”.
“Но все совершенно наоборот, – продолжает Фаулер. – Никто тебя никуда не зовет, потому что все считают тебя суперзвездой, и уверены, что ты не будешь напрягаться за сотню паршивых баксов. Тебя боятся приглашать на концерты, думая, что ты обойдешься им слишком дорого”.
Неожиданно… Тем более, что сам Фаулер совершенно спокойно относится к деньгам. И чтобы развеять заблуждения, они с Джонсом начали практиковать иной подход к выступлениям вне работы с Rolling Stones.
Бернард говорит: “Мы стали давать бесплатные концерты, просто чтобы люди знали, что мы это можем. Никто нам не звонил. Наоборот, мы сами звонили и предлагали: "Мы приедем к вам и выступим бесплатно!”
По-моему, это здорово. Я часто читаю о музыкантах, для которых творчество превыше всего, и денег в том числе. Многие даже очень известные рокеры нередко выступают просто из любви к музыке и к той неповторимой атмосфере, которая рождается на концерте. И пример Бернарда Фаулера – лучшее тому подтверждение.