Вообще-то я сегодня собирался написать статью об истории создания одной довольно известной песни, а также раскрыть пару загадок в ее тексте. Но вдруг услышал по Маяку передачу, посвященную творчеству Иоганна Себастьяна Баха, и как-то сразу вспомнились Procol Harum. Эти ребята сильно вдохновлялись музыкой великого композитора, и у них не одна вещь написана под впечатлением от Баха.
И я решил переключиться. Но мой рассказ будет не столько о них, сколько об инструментальной музыке в целом, причем не от Баха до наших дней, а только 60-х и 70-х годов. Итак, лучшие рок-инструменталы той эпохи от Procol Harum и других.
Когда речь заходит о Проколах, большинство сразу же вспоминает их классическую композицию "A Whiter Shade of Pale". Вещь, безусловно, шикарная, но на мой предвзятый слух, не самая лучшая на этом альбоме. Напомню, что она вышла в 1967 на их одноименном дебютнике. Там было немало и других отличных вещей, та же “Homburg”, например, но мы сегодня вспомним "Repent Walpurgis".
Интересно, что музыку всех песен альбома написал Гэри Брукер, а слова Кит Рид. Всех, кроме этой. Ее автор – Мэттью Фишер, черпавший вдохновение не только в музыке Баха, но и французского органиста Шарля-Мари Видора. Надеваем наушники на пол-головы, садимся поудобнее в любимое мягкое кресло и слушаем "Repent Walpurgis".
Отдохнули? А теперь вернемся на пять лет назад, в 1962. В то далекое время в Советском Союзе про серфинг даже не слышали, но в остальном мире катание на доске по волнам уже набирало популярность. И как в любом виде спорта, у серфингистов появился свой профессиональный жаргон. Одно из словечек в их словаре – “Wipe out”, то есть “смыло”. Так говорили упавшим с доски – “тебя смыло!” И так же называется композиция группы The Surfaris: “Wipeout”. Это единственное слово, звучащее в песне, оно идет сразу за хохотом и треском сломавшейся доски.
Энергичная рок-н-ролльная вещица летом 1963 года умудрилась попасть на второе место в чарте Billboard Hot 100 (на первом, кстати, был Стиви Уандер со своими "Fingertips"). На нее сделано множество каверов, но самым известным стало совместное исполнение The Fat Boys и The Beach Boys. Особенно эту композицию полюбили киношники – она звучала в фильмах “Темная звезда” Карпентера, “Грязные танцы”, “История игрушек 2”, “Кот в шляпе”, “Сумасшедшие гонки” и многих других. Еще мне кажется, что я слышал ее в нашем “Ну, погоди!”. Или я ошибаюсь? Итак, сдвигаем в стороны лишнюю мебель, включаем погромче и поехали!
Ну что, размялись? А теперь немного спокойной психоделики. В одном из недавних материалов я упоминал песню Джо Дассена “Albatros”, но ведь вещь с таким названием – одна из любимых композиций многих поклонников Fleetwood Mac! В том числе и для меня. Значит, мы не можем пройти мимо нее, тем более, что написал ее уже ставший легендой Питер Грин, улетевший в прошлом году белым альбатросом на Небеса – в страну Вечного рока.
Она вышла в ноябре 1968 в виде сингла, а позже была включена в пару сборников Fleetwood Mac. “Albatross” стал единственным хитом группы, занявшим первое место в UK Singles Chart. Он возглавил этот чарт в январе 1969 года, а после переиздания в апреле 1973 вновь оказался там, но, правда, только на второй строке.
Интересный факт: в 1987 году в интервью Джордж Харрисон сказал, что песня Битлов “Sun King” из альбома “Abbey Road” 1969 года была написана под впечатлением от “Альбатроса”. Джордж вспоминал: “В то время вышел “Albatross” от Fleetwood Mac со всей этой реверберацией... Мы решили: “Давайте для начала попробуем сыграть как Fleetwood Mac, исполняющий “Albatross”, а дальше посмотрим. Это не было похоже на Fleetwood Mac, но стало исходной точкой”.
Ну что же, пора заканчивать. Вообще-то красивых инструменталов в то время вышло немало, и я к ним еще вернусь. А сейчас быстренько набрали полную ванну, погрузились в горячую воду, закрыли глаза, включили “Albatross” и улетели…