Продолжаю серию публикаций, посвященных Курту Кобейну и группе Nirvana, начатую две недели назад. Напомню уважаемым читателям, что 5 апреля исполнится 30 лет со дня его смерти, и у меня в текущем году запланировано несколько любопытных материалов о Курте. Сегодня расскажу о том, с чего началось его творчество.
Мы привыкли видеть Курта Кобейна в образе этакого неряшливого парня с неопрятной прической, в драных джинсах, поющего довольно напряженным голосом песни про… а вот про что он пел, большинство из нас не понимало и даже не задумывалось. По причине слабого владения английским.
Но если копнуть, то Курт предстанет перед нами совершенно в ином свете. Зная, откуда растут ноги, можно многое пересмотреть. Это особенно касается творчества Кобейна. Не имея определенной подготовки, он не стал бы иконой гранжа. Более того, с такой основой Курт просто обязан был стать именно гранж-музыкантом.
Что же это за основа такая? Сейчас расскажу.
Но для начала сделаю неожиданное заявление: Курт Кобейн был не просто одним из самых талантливых авторов песен девяностых, он обладал огромным интеллектуальным багажом и отличался большой любовью к искусству и литературе.
Да, Курт увлекался и панком, и альтернативным роком, но это пришло к нему позже, в юности, а в детстве он проводил немало времени за чтением классической литературы, что с возрастом дало ему возможность понимать жизнь во всех ее проявлениях.
Поэтому Кобейн неминуемо пришел к взглядам и ценностям бит-поколения, манифестом которого были произведения Аллена Гинзберга, Джека Керуака и других битников, особенно Уильяма Берроуза.
Возможно, уважаемые читатели знакомы с их творчеством, а если нет, упомяну несколько известных музыкантов, обильно черпавших из Берроуза – Игги Поп, Дэвид Боуи, Том Йорк, Пол МакКартни… А Патти Смит, бывшая близким другом писателя, даже называла его “отцом хэви-метала”, имея в виду его большое влияние на появление жанра.
Но если многие из тех, кто разделял взгляды битников, на них и остановились, то погружение Курта Кобейна в контркультуру не прекратилось, он пошел дальше. И естественным образом добрался до Валери Соланас.
Сегодня о ней мало кто помнит, но и те, кому знакомо имя этой радикальной феминистки, связывают Валери в первую очередь с покушением на Энди Уорхола, которому она пустила три пули в живот.
И все же главным делом Соланас была не попытка убийства известной личности, а изданный ею в 1967 году трактат под названием “SCUM Manifesto” (Манифест общества полного уничтожения мужчин”), утверждающий превосходство женщин над мужчинами и, как следствие, необходимость физического уничтожения всех представителей мужского пола, оставив лишь тех, кто способен выполнять тяжелую работу.
Увлечение Кобейна взглядами Валери Соланас выглядит немного странно, тем не менее, Курт говорил: “Она была воинствующей феминисткой, у которой, на мой взгляд, были невероятные идеи. Все называли ее сумасшедшей, потому что ее идеи довольно жестокие. В ее книге говорится, что женщины должны править землей, и я с этим согласен”.
Не скажу, что он по жизни исповедовал феминизм, но все же обращал большое внимание на права женщин. Достаточно вспомнить его песню 1991 года “Rape Me” (“Изнасилуй меня”), которую он написал в поддержку женщин и против насилия.
Не все ее поняли, и Курту приходилось объяснять, что песня написана с точки зрения жертвы, которая, смиряясь с невозможностью противостоять насильнику, говорит: “Давай, насилуй меня, бей меня, но я это переживу, а то, что ты сейчас сделаешь, вернется к тебе, и ты в конце концов получишь по заслугам”.
При разборе других текстов Курта его негативное отношение к насилию проявляется не раз. Чувствуется, что его беспокоила эта проблема, и как мог, он ее пытался решать. Причем не только песнями. Известно, что он и Кортни Лав отыграли ряд благотворительных концертов, имеющих целью сбор денег для жертв изнасилования.