Шестого октября мы вспоминаем Джинджера Бейкера, покинувшего наш мир три года назад, в 2019. Он прожил долгую 80-летнюю жизнь, и она задокументирована во множестве печатных и онлайн-изданий. Поэтому пересказывать не буду, а попытаюсь представить талант и мастерство Бейкера на фоне другого, не менее известного барабанщика – Кита Муна.
Вообще-то сравнивать игру великих музыкантов – это одно из самых неблагодарных занятий. Поэтому никогда не стоит относиться всерьез к различным рейтингам и спискам, пытающимся ранжировать гитаристов, басистов, клавишников. И, конечно, барабанщиков.
Тем не менее, по роду службы мне часто приходится работать с подобной информацией, а кое-что я даже публикую. И вот что интересно: когда речь идет о других музыкантах, их имена тасуются в рейтингах как карты в колоде, но что касается барабанщиков, первая позиция всеми безоговорочно отдается Джону Бонэму.
А второе и третье места, как правило, делят между собой Джиндер Бейкер, Кит Мун и Нил Пирт в разных комбинациях. Здесь у составителей рейтингов нет единого мнения.
Итак, предисловие закончено, переходим непосредственно к заявленной теме. Как понятно из заголовка статьи, ее героями станут не Бонзо и Пирт, а другая пара драммеров, которых так любят сравнивать. И делают это совершенно напрасно. Почему? Сейчас объясню.
И начать хочу не с музыкальных, а с общечеловеческих качеств обоих. Никто же не будет, надеюсь, спорить с тем, что характер и мировоззрение музыканта определяют его манеру и стиль игры? И насколько несравнима жизнь Бейкера и Муна, настолько же различается музыкальная составляющая их творчества.
Мун запомнился как безбашенный, совершенно отвязный человек, обладающий неограниченной и неуемной фантазией и ураганной энергией как на сцене, так и в остальной жизни. Поэтому его игра была такой же – мощной и агрессивной, иногда грубой и неряшливой, но безусловно талантливой и неповторимой.
Нарочитая театрализованность его поведения на сцене, сумасшедшие выходки и дикие перформансы удивительным образом сочетались с исключительным мастерством.
Бейкер, в отличие от Муна, обладал несносным и даже деспотическим характером и талантом разрушать личные отношения с другими людьми. Зато он намного лучше контролировал себя за барабанной установкой. Он играл мощно и точно. Мун не очень любил барабанные соло, а Бейкер, напротив, был известен своими сложными сольными партиями. Как и Мун, Джинджер тоже обладал богатым воображением, но направлял его на создание уникальных произведений.
Интересно, что Джинджер Бейкер, выросший и сформировавший свои навыки в джазовой среде, вообще не считал себя рок-барабанщиком. Он говорил: “У меня никогда не было стиля. Я играю так, как слышу, с кем бы я ни работал. То, что играют они, оказывает большое влияние на то, что играю я”.
Мун зачастую играл не по правилам, что привлекало внимание зрителей – на него было приятно смотреть и слушать. Он был человек-праздник, яркий и непредсказуемый. Бейкер же, напротив, технически был более подкован, и от его игры наибольшее удовольствие получали знатоки и ценители сложных барабанных партий.
И, завершая обзор, упомяну еще одно из самых больших различий между ними. Оно заключалось в том, как они работали в связке со своим партнером по ритм-секции. В то время как Мун и Джон Энтвистл прекрасно находили общий язык, Бейкер с Джеком Брюсом либо пытались превзойти, либо вообще игнорировали друг друга.
И все же и Кит Мун, и Джинджер Бейкер оба оказали огромное влияние на сотни своих последователей среди барабанщиков всего мира. Их всегда будут помнить как двух величайших музыкантов в истории рок-н-ролла.
И напоследок цитата из книги Тони Флетчера “Dear Boy : The Life of Keith Moon”: “Он был незаменим, без него The Who были бы другими. Он выполнял отличную работу, подобно тому, что Ринго делал в Beatles, а Чарли – в Rolling Stones. У него не было моей техники и моих способностей, но он работал над этим. Он был хорошим барабанщиком”.
Как вы думаете, кто сказал эти слова о Ките Муне? Правильно, Джинджер Бейкер.