Сравнивая различных музыкантов, составляя списки лучших и пытаясь определить, кто из них самый-самый, неизбежно приходишь к пониманию: сколько людей, столько и мнений, и все эти списки грешат субъективизмом.
Ни в одном виде искусства, в том числе и музыке, не бывает абсолютных оценок. Но вот что интересно: в роке это работает в отношении гитаристов, басистов, вокалистов, клавишников… Но не барабанщиков. Потому что все музыкальные журналы, все критики, да и сами рокеры признают бесспорное первенство Джона Бонэма. Правда, некоторые не согласны.
Стиль и техника Бонзо не только определили звучание Led Zeppelin, но и установили планку, верхний уровень мастерства, к которому стремятся тысячи барабанщиков всего мира.
Любопытно, что Джон был в значительной степени самоучкой, а стать самым влиятельным барабанщиком своего поколения ему помогли природный талант и… безграничное любопытство.
Он никогда не боялся экспериментировать, пробовать разные техники, его игра была мощной, сложной, и в то же время очень точной. О том, как ему удавалось переключаться между тактовыми размерами, до сих пор спорят на форумах.
А что говорил сам Бонэм? Сохранились его слова, опубликованные в мемуарах Джинджера Бейкера “Hellraiser: The Autobiography of the World’s Greatest Drummer”: “Джон Бонэм однажды заявил, что в британском рок-н-ролле было только два барабанщика: он сам и Джинджер Бейкер”.
Иными словами, Бонэм полагал, что он не единственный на верхней ступени пьедестала и готов был делить пальму первенства с барабанщиком группы Cream. Правда, сам Джинджер так не считал, о чем и говорят слова в названии его книги: “Автобиография величайшего в мире барабанщика”. Да уж, они оба умерли не от скромности )))
Кстати, пару лет назад в блоге была опубликована статья, в которой шла речь о личных и творческих особенностях Джинджера Бейкер и Кита Муна. Если кто не читал или запамятовал, вот ссылка: "Какой барабанщик круче: Джинджер Бейкер или Кит Мун?"
И все же, если говорить о троице лучших, то многие назовут не Кита, а Митча Митчелла из The Jimi Hendrix Experience. Опять же, это будет их личное мнение, а вовсе не абсолютная истина.
Можно вспомнить высказывание Стюарта Коупленда из The Police, который заявил однажды, что не Митчелл – барабанщик Хендрикса, а Джими Хендрикс – это гитарист Митча Митчелла.
По словам Стюарта, его главными авторитетами с детства были Бейкер и Митчелл, а Бонэм появился позднее. Это любопытно, поскольку все трое почти ровесники, и их музыкальная карьера началась практически одновременно.
Тем не менее, оценка мастерства и таланта Бонзо для Коупленда стала возможной позже. Не знаю, по какой причине это произошло, но предполагаю, что до понимания того, что творил Бонзо, надо было дорасти. Даже такому суперпрофессиональному барабанщику как Стюарт Коупленд.