Идея этой статьи родилась у меня из периодически появляющихся в сети сообщений о желании некоторых чиновников от музыки возродить давно ушедшие и легендарные имена. Возродить, разумеется, не в буквальном смысле, а так, как это сделала Венди Дио, то есть в виде голограммы.
Я не шучу, в западных интернет-ресурсах то и дело всплывает эта мысль. Успех (если этом можно считать успехом) мирового голограмм-тура Дио многим вскружил голову и показал широкие перспективы. А ковидный год добавил уверенности в том, что необходимо искать новые пути и решения. Разрушить наработанное десятилетиями оказалось очень просто, а вот для строительства новой парадигмы отношений между исполнителями и зрителями придется немало поработать.
Поэтому развитие голографических технологий сегодня многим кажется весьма и весьма заманчивым. Например, в голографический тур должна была отправиться Уитни Хьюстон (точнее, ее голограмма), но не срослось. Наследники Фрэнка Заппы тоже всерьез говорят о желании разработать аналогичный проект. И с каждым днем желающих становится все больше и больше.
Тренд нарастает не только в иных странах, но и в родной России возникают подобные идеи. Например, в конце прошлого года я прочел такой пресс-релиз: "В декабре 2021 года поклонники творчества Юрия Хоя получат уникальную возможность перенестись на пару десятков лет назад и вновь попасть на выступление того самого Сектора Газа во главе с Юрием Клинских. Образ Юрия будет воссоздан с помощью голографической проекции прямо в центре сцены, а музыканты оригинальных составов группы Сектор Газа разных лет вживую исполнят все главные хиты группы".
Честно скажу: не знаю как к этому отнестись. С одной стороны, можно только приветствовать людей, стремящихся вернуть поклонникам кумира, а с другой, все это дурно попахивает. Нет, это не трупный запах, а запах наживы. Никто не оспаривает наше право и желание вновь увидеть Дио или Юру Хоя, но ведь их нет. И на сцену выйдут не они, а суррогаты. И петь будут не они, а фонограмма. Пусть даже музыка будет исполнена вживую, но на этом концерте все равно не будет общения с человеком. Он не подойдет к рампе, не выкрикнет в зал приветственные слова, не пожмет руки стоящим в первом ряду.
Мне кажется, очень хорошо об этом сказал в интервью журналу Rolling Stone сотрудник одного из агентств, специализирующихся на подготовке и проведении концертов. По его словам, сегодня предприниматели пытаются изобретать новые способы получения прибыли из наследия рок-звезд минувших дней. Голографические технологии – это один из таких способов. Он рассказал, как однажды к нему обратились с идеей голограммы Бона Скотта, бывшего вокалиста AC/DC, покинувшего этот мир в 1980 году. Он ответил, что к этому делу надо подходить крайне осторожно, особенно если учесть, что AC/DC до сих пор выступают и записывают альбомы. С Брайаном Джонсоном, разумеется. Как можно рядом с Брайаном поставить Бона на одной сцене? Это нереально.
Но есть и другая точка зрения. Невозможно постоянно цепляться за старое, жизнь и технологии движутся вперед невероятными темпами. И то, что вчера казалось вечным, сегодня списано в утиль. А то, о чем и мечтать не могли, уже давно реализовано. Об этом говорит Венди Дио, вдова и менеджер Ронни Джеймса Дио. Она входит в правление компании Eyellusion, создавшей голограмму Дио. По ее словам, возвращение к жизни других рок-звезд с помощью голограмм – это лишь вопрос времени. С каждым годом все больше и больше легендарных исполнителей уходят в мир иной, и если есть возможность сохранить их образ для потомков, мы должны ею воспользоваться.
Действительно, сложный вопрос. Еще совсем недавно существовали только виниловые пластинки, затем появились бобины, кассеты, компакт-диски, теперь все в цифре. То же самое и с голограммами. Обычное видеоизображение постепенно исчезнет. Нейросети уже сегодня творят чудеса, оживляя старые фотографии. Поэтому я не удивлюсь, если через несколько лет все концерты будут проходить в голографическом формате. А если голограммами будут не только музыканты, но и зрители, то тогда нам никакой ковид вообще не страшен!