Обложка любого рок-альбома – это отдельное произведение искусства. Как правило, ее создание требует серьезного, вдумчивого подхода, ведь она отражает содержание пластинки и раскрывает ее сакральный смысл. Хотя, если честно, на многих обложках ни черта не разберешь, что там нарисовано, а главное – зачем, и как это связано с песнями на альбоме.
Иногда группы приглашают известных художников (здесь был однажды материал про Бориса Вальехо), иногда творят самостоятельно, но довольно часто авторами обложек становятся известные фотографы. Например, Марк Уайс, работавший с Оззи Озборном, группами Van Halen, KISS и многими другими. Сегодняшняя история – о Bon Jovi и их альбоме “Slippery When Wet”. Марк поведал ее в своей книге “The Decade That Rocked: The Photography of Mark "Weissguy" Weiss”, которая вышла из печати в прошлом году.
Напомню, что Bon Jovi выпустили свой одноименный дебютный альбом в 1984 году. Через год за ним последовал “7800 Farenheit”, но только третий диск “Slippery When Wet” принес им реально мировую известность, а песня "Livin' on a Prayer" из него сделала их суперзвездами. Марк рассказывает, что его обложка прошла несколько этапов до утверждения. В принципе, так бывает со всеми, редко какая обложка принимается с ходу.
Как это часто бывает, вначале альбом назывался по-другому. На нем есть трек “Wanted: Dead or Alive”, и слово Wanted, что в переводе означает “Разыскивается”, было его первым названием. Оно было обыграно на обложке в виде объявления. Не удивляйтесь тому, как выглядят музыканты, просто им очень нравилась обложка альбома “Desperado” группы Eagles, и они решили изобразить нечто подобное. Марк Уайс снял “Банду Бон Джови” в пыльном сарае в оттенках сепии, как будто они действительно были беглыми преступниками.
Но этот вариант не прошел, и как Уайс ни старался сделать из Джона ковбоя, снимая его в шляпе, чтобы спрятать волосы, с недельной щетиной и без, чистенький парнишка из Нью-Джерси выглядел в старом коровнике неправдоподобно. Чего-то не хватало. Марк решил, что здесь нужна женщина, и она появилась.
Альбом записывался в Ванкувере, и группа с большим удовольствием посещала находящееся неподалеку от студии заведение с танцующими девушками (это был не театр с балетом, но современные пуританские требования толерантности не позволяют мне обозначить его истинную сущность. А, плевать! Стрип-клуб это был). Джон рассказывал, что в то время часто ходил в такие места, поскольку считал их очень передовыми.
Именно в том клубе, где одним из номеров шоу был танец под душем, и родилась мысль переименовать альбом. Ему дали новое название – “Slippery When Wet”, что переводится на русский как “Скользко, если мокро”. Наверняка вы видели в аэропортах или гостиницах такие предупреждения в виде конусов на полу, оставленных уборщицами, где присутствовала эта фраза. Ее можно перевести проще: “Осторожно, скользкий пол”. Но на альбоме смысл все-таки другой, там имеется подтекст.
И все-таки эта обложка не прокатила. Ее зарубил лэйбл, на котором записывалась группа. Из розничных сетей начали приходить письма с отказом продавать альбом с этой обложкой. Пришлось ее менять буквально в последнюю минуту, и на этот раз идея пришла Джону Бон Джови. Марк Уайс вспоминает: “Джон позвонил мне и сказал, что идет в студию, чтобы сделать новую обложку. Он попросил найти черный целлофановый пакет, и когда пришел, плеснул на него воды и написал: “Slippery When Wet”. И ушел”.
То, что получилось в результате, совершенно не похоже на первоначальную задумку. Мрачно и безысходно. Тем не менее, альбом держался на первой позиции американских чартов в течение семи недель, а это очень долго. Он получил двенадцатикратный платиновый статус – это означает, что только в США было продано более 12 миллионов экземпляров пластинки. Иными словами, это тот редкий случай, когда обложка ничего не значит, и очень хороший пример того, что главное – это музыка, а не яркая картинка.