В этом блоге немало постов об Элвисе Пресли (нравится он мне, что поделать!), но совершенно незаслуженно я обошел стороной великую ливерпульскую четверку, пишу о них редко. Попробую исправить ситуацию, тем более, что в моем архиве давно ждет очереди на публикацию интересный материал.
Речь в нем идет и про Элвиса, и про Битлз, то есть повествованию об этом любопытном событии в истории рок-н-ролла здесь самое место. Итак, в конце лета 1965, а точнее, 27 августа Элвис Пресли и The Beatles, ярчайшие мировые музыкальные звезды, встретились в первый и единственный раз.
Самое обидное, что никто из присутствовавших на той исторической встрече не имел права сделать хотя бы фотографии, не говоря уж о киносъемке (не будем забывать, что видео в 1965 году еще не существовало, но кинокамеры уже имелись, и сегодня эти кадры были бы на вес золота). Поэтому нам придется опираться на воспоминания Тони Бэрроу, занимавшего с 1962 по 1968 годы должность пресс-атташе The Beatles. Он, собственно, и организовал эту встречу.
“Когда я изложил Джону, Полу, Джорджу и Ринго идею встречи с Элвисом, им чрезвычайно не понравилась мысль о присутствии прессы, – говорит Тони. – Я помню, как Джордж сказал: “Если это будет очередной грязный большой публичный цирк, давайте забудем об этом”. Они действительно хотели встретиться со своим кумиром, но в отсутствие досаждающей им банды репортеров и фотографов”.
Поэтому первым делом были установлены основные правила: не приглашать представителей прессы, не фотографировать, не делать записи и не разглашать информацию о планах заранее.
“Около десяти часов вечера, – продолжает Тони, – в колонне из трех больших черных лимузинов, возглавляемых менеджером Элвиса полковником Паркером и его людьми, мы прибыли в имение Пресли, расположенное на склоне холма. Это было огромное двухэтажное здание с множеством окон и просторным палисадником. Вдоль дороги стояли Роллс-Ройс и пара Кадиллаков”.
В центре дома, по словам Бэрроу, находилась огромная, освещенная красными и синими лампами круглая комната, застеленная белым ковром с высоким ворсом. В ней были цветной телевизор, музыкальный автомат, диван в виде полумесяца, пара бильярдных и игровых столов, полный разнообразных напитков бар, а также куча народу, около двадцати поклонников Короля из его ближайшего круга. Их количество значительно превосходило группу прибывших с Битлами, и Тони почувствовал себя неуютно.
Тони продолжает: "Когда две команды столкнулись друг с другом, наступила странная тишина. Первым заговорил Джон – он довольно неуклюже выпалил в адрес Элвиса несколько вопросов: “Зачем вы пишете все эти баллады для кино? Что случилось со старым добрым рок-н-роллом?”
Элвис отреагировал довольно спокойно. “Он вообще был очень тихим, – вспоминает Бэрроу. – Много улыбался и здоровался со всеми за руку”. Битлы и Пресли немного поговорили о гастролях, и исчерпав тему для беседы, замолчали. В комнате повисла тишина и, как всегда в таких случаях, возникло неловкое молчание. Удивительная ситуация: пятеро самых известных в мире людей впервые встречаются и не знают, о чем разговаривать.
Но вернемся к воспоминаниям Тони Бэрроу. “Элвис вдруг велел своим людям принести гитары и вытащить рояль на середину комнаты, тем самым разрядив обстановку. Если до этого момента вечеринка действительно была безжизненной и неинтересной, то как только Пресли и Битлы начали вместе играть, атмосфера оживилась”.
Что они играли, Тони не помнит, но “I Feel Fine” точно прозвучала. Ринго отбивал ритм пальцами по столу, а Элвис взял несколько аккордов на бас-гитаре и сказал Полу МакКартни: “Смотри, я учусь играть на басу”, на что Пол ответил: “Очень хорошо, скоро мы с Брайаном Эпстайном сделаем из вас звезду”.
Действительно, Эпстайн там присутствовал, причем с определенной целью. Как только музыканты начали играть, они с полковником Паркером уединились в тихом углу и Брайан попытался поднять тему, ради которой приехал – доверить ему провести гастроли Элвиса в Великобритании. Но увы, этим планам было не суждено сбыться. Паркер не отказал напрямую, сказал, что подумает об этом, а затем увел разговор в сторону.
“Вечеринка закончилась, когда полковник Паркер решил, что пора ее заканчивать, – говорит Тони. – Он начал раздавать подарки, которые в основном состояли из стопок альбомов Пресли. Мы вернулись к ожидавшим нас лимузинам, и Джон сказал: “Похоже, Элвис под кайфом”, на что Джордж тихо ответил: “А мы разве нет?”
Известно, что Элвис был их кумиром и одним из главных источников вдохновения The Beatles. Но мне интересна и другая сторона вопроса: как Пресли относился к их творчеству? Об этом расскажу как-нибудь в другой раз. А закончить хочу еще одной цитатой Тони Бэрроу: “Они гораздо лучше общались с помощью гитар, чем словами. Музыка была их самым естественным средством общения”. Все верно, ни прибавить, ни убавить.