Опубликованная в этом блоге апрельская статья о песне Dire Straits “Sultans of Swing” вызвала немало откликов. Это неудивительно, поскольку материал получился действительно интересным и познавательным (ну еще бы, я же сам его написал!) Затем мне стало любопытно: а что можно рассказать об остальных вещах Dire Straits, например, про “Your Latest Trick”? Начал поиски в своих пыльных архивах и раскопал материал о песне “Money for Nothing”. Вообще-то о ней и так все известно, даже в Википедии имеется переведенная с английского статья, но я попробую рассказать о том, чего там нет. А для начала напомню вкратце историю создания песни.
И зайду сразу с самого интересного: оказывается, между этими двумя композициями есть прямая связь, несмотря на семилетнюю разницу во времени их релизов ("Султаны" вышли в 1978, а "Деньги" в 1985). В одном из интервью Марк Нопфлер говорил, что “Money for Nothing” можно считать как бы продолжением “Sultans of Swing” и скорее даже не продолжением, а ответом. Кстати, если кто-нибудь запамятовал историю "Султанов свинга", вот здесь она изложена очень подробно: часть первая, вторая и третья.
Но вернемся к “Money for Nothing”. Известно, что Марк написал песню после того, как случайно подслушал ворчание рабочего в магазине, недовольного тем, что ему, чтобы прокормиться, приходится вкалывать в поте лица, а эти крашеные музыкантишки ничего не делают, только поют и волосами трясут, а деньжищи гребут лопатой. Он не стеснялся в выражениях, и Нопфлер включил их в текст песни – он дословно записал услышанное и придал словам стихотворную форму. На заре своей юности Марк был репортером в университете Йоркшира, и журналистский опыт ему здесь пригодился.
В чем же связь между песнями? В том, что они обе дают возможность взглянуть на повседневный труд людей, на их рутинные занятия. В “Sultans of Swing” – это музыканты, которые, на первый взгляд, никакой трудной работы не выполняют, стоят себе на сцене, играют и поют. Но на самом деле это не так, ведь помимо значительной физической нагрузки, они испытывают серьезное эмоциональное давление. Ночной паб, полное равнодушие со стороны немногочисленных посетителей, старые инструменты, поношенная одежда, да и оплата, скорее всего, будет мизерной. Ни денег, ни славы, ни успеха. Единственное, что у них есть – это громкое название. Но им не прокормишься.
Простой работяга этого не видит, поскольку пребывает в плену навязанных телевидением стереотипов, не понимая того, что на MTV попадают единицы из тысяч. Я не просто так упомянул MTV, поскольку на этот канал здесь многое завязано. Во-первых, грузчик смотрит его по телевизору, а во-вторых, канал был создан незадолго до выхода песни. И "Money For Nothing" – это не только ответ рабочему (это было бы слишком просто), но, скорее, свидетельство той эпохи, когда началась активная коммерциализация рока. Уже недостаточно было просто сочинять хорошую музыку, потому что с появлением MTV за дело взялись деньги. К чему это привело, мы все хорошо знаем.
Именно поэтому в самом песни звучат исполненные Стингом слова “I want my MTV”. Как там оказался Стинг – это отдельная история, расскажу в следующий раз. А сейчас вернемся к Dire Straits. Их менеджеру пришла в голову мысль обратиться к руководству канала с вопросом: “Что нам сделать, чтобы попасть на MTV и прорваться в Америку?” В ответ ему посоветовали написать забойный хит и позволить одному из лучших режиссеров снять видеоклип.
Марк Нопфлер воспринял совет буквально, как руководство к действию, и вставил название канала в песню. В итоге фраза “I want my MTV” должна была прозвучать как обвинение против коммерциализации рок-музыки, но директору канала песня вдруг понравилась. Он заявил, что польщен, так как слова "Я хочу свой MTV" стали отличной рекламой, особенно после того, как "Money For Nothing" попала в ротацию на радио.
Для съемок был приглашен режиссер Стив Бэррон, известный клипами на многие ставшие известными песни, например, “Take On Me” А-ha, “Billie Jean” Майкла Джексона и многих других исполнителей. Стив должен был убедить Марка снять видео, и несмотря на то, что Нопфлер был категорически против, Стиву удалось это сделать, хоть и не без помощи американской подруги Марка.
История этого ролика хорошо известна и описана во многих источниках, поэтому не буду на ней останавливаться. Скажу лишь, что видеоклип на "Money For Nothing" стал первым на европейском MTV, начавшем трансляции 1 августа 1987, через шесть лет после появления этого канала в США.
Песня вызвала неоднозначный отклик у слушателей. В первую очередь из-за грубоватых словечек в тексте. Ну а как иначе, ведь это же была речь простого рабочего парня, а не литературного критика-эстета. Это сегодня слово, начинающееся на “пе” и кончающееся на “дик” уже никого не шокирует, а в середине восьмидесятых оно многим резало слух. В интервью журналу Rolling Stone в конце 1985 года Марк Нопфлер точно выразил свои чувства по этому поводу, сказав примерно так (цитата неточная): “Бывают глупые люди, а бывают глупые геи”.
Вообще-то текст песни и вызванный ею резонанс, а также участие в ней Стинга – это тема для отдельной статьи. Может, когда-нибудь позже и напишу. А сейчас пора заканчивать. Да, и в заключение: некоторые считают альбом "Brothers in Arms", в котором вышла эта песня, скучным. Ну что тут сказать... на вкус и цвет товарища нет, как гласит народная мудрость. А на мой взгляд, 30 миллионов проданных копий и, как следствие, статус одного из самых коммерчески успешных альбомов в истории – это не показатели скучного альбома.