Рок-музыка настолько разнообразна, что невозможно точно обозначить все существующие жанры и поджанры, стили и направления. Но есть среди них такие, которые ни с чем не спутать. Например, панк или гранж. Сегодняшний рассказ о втором из них.
Когда гранж только появился в начале девяностых, он моментально стал дико популярен. И, конечно, это явление не могло не повлиять на других музыкантов, играющих более привычную музыку. Им пришлось потесниться и утратить свои позиции в ротациях, продажи альбомов упали, выручка от концертов заметно снизилась. А выход в сентябре 1991 года хита NIRVANA “Smells Like Teen Spirit”, не просто вызвал замешательство в авангарде рок-исполнителей, но положил конец целой эпохе, где доминировали гламурные, андрогинные и блестящие рок-звезды, которые полностью заполонили собой радио и MTV.
Недавно сразу трое известных рокеров рассказали о своих ощущениях тех времен. Это были разные интервью, не связанные между собой, но все на одну тему. Первым слово берет Сэмми Хагар: “Сегодня-то у меня все просто идеально, но в 90-х, когда я играл в VAN HALEN, и вдруг появился гранж, я почувствовал себя, мягко говоря, странно. Я смотрел на этих парней и удивлялся. В то время мы были в некотором роде глэм-рокерами – одевались как девушки и все такое прочее. Среди них и MÖTLEY CRÜE, и POISON, и многие другие. Хочу сказать, что это было прикольно и намного веселее, чем то, как я сейчас одеваюсь. Но потом пришел гранж. Они были грязные, драные и как будто побитые. И они заставили меня нервничать”.
Сэмми вспоминает, что он тогда решил: “Эти парни будут неуважительно относиться к нам. Они посмотрят на нас и скажут: “Чуваки, вы свою дерьмовую музыку уже отыграли. Валите отсюда”. Но этого, к счастью, не произошло”. По словам Сэмми, он настолько перепугался, что нашел гениальное решение: пригласил ALICE IN CHAINS в совместный тур с VAN HALEN. Он продолжает: “Как раз только что вышел их дебютный альбом “Facelift” с очень популярным синглом “Man In The Box”. Я очень нервничал и поэтому сказал своим коллегам: “Давайте возьмем их на наши шоу. Таким образом их фанаты узнают, что мы крутые ребята”. В результате ALICE IN CHAINS согласились и отыграли с нами весь тур. Получилось очень неплохо. С тех пор я дружу с Джерри Кантреллом”.
Басист MÖTLEY CRÜE Никки Сикс тоже высказался на эту же тему, но немного в ином ключе. Он тоже признает, что с появлением гранжа в хэви-метале наступил упадок, но все-таки гранж не смог его окончательно победить. Никки сказал: “Я не думаю, что NIRVANA и PEARL JAM убили MÖTLEY CRÜE, POISON или WARRANT. Нет, они убили сами себя. Потому что пытались нам подражать. А мы от этого буквально взорвались. Поймите, что мы, в конечном счете, сами смогли добиться успеха и только благодаря нашей музыке. Никто нам не помогал”.
Это немного напоминает американские санкции против России, в результате которых стали развиваться собственные технологии и новые виды производства. Так же и в музыке: успех гранжа заставил остальных призадуматься и начать работать с удвоенными силами, чтобы не скатиться в пропасть забвения.
Никки Сиксу вторит вывший вокалист MÖTLEY CRÜE Джон Кораби. Он говорит, что альбом “MÖTLEY CRÜE”, на котором он пел, был коммерческим провалом, потому что музыкальная сцена изменилась с приходом гранжа. “Все слушали ALICE IN CHAINS и SOUNDGARDEN, – сказал Кораби. – В тот момент нас считали аутсайдерами. Тур по США 1994 года стал настоящим кошмаром. Билеты не продавались. Это было ужасно”. В результате группа от его услуг отказалась и пригласила Винса Нила обратно. Но и это не помогло. Несмотря на возвращение Нила, альбом “Generation Swine” 1997 года продавался очень плохо.
По выражению газеты The Guardian “Гранж совершил преступление против музыки — он убил гитарное соло”, а к концу девяностых он и сам начал угасать. “Разрушив нравственность целого поколения”, как заявил один из критиков, гранж утратил свои позиции. Этому в немалой степени способствовала коммерциализация музыки, начавшаяся в те годы. В рок пришел большой бизнес, а это в корне противоречило самой сути этого жанра. Конечно, он не умер окончательно, но и особого ажиотажа уже давно не вызывает, уступив место новым направлениям. Но так как история имеет свойство повторяться, мы вполне можем ожидать возрождения интереса к этому стилю. Вернется ли гранж, а если да, то каким он будет завтра? Поживем – увидим.