Гранж – это настолько любопытное явление в современной музыке, что интерес к нему не угасает с годами, и я возвращаюсь к этой теме вновь и вновь. Вот и сегодняшний материал будет посвящен гранжу.
Справедливости ради надо заметить, что мне больше интересен не сам гранж как музыкальное направление, а тот переворот в мозгах, который он совершил в отпущенное ему время. В конце поста дам ссылки на несколько материалов, опубликованных в блоге о том, как гранж чуть не убил хэви-метал. Разумеется, это ему не удалось (да он и не пытался), но шороху наделал изрядного и серьезно перепугал многих.
Откуда он взялся и что из себя представлял? Ведь на самом деле место в пространстве Сиэтла между панком, металом, хардкором, нойз-роком и инди-роком было столь незначительным, что можно только удивляться, как он вообще пророс, из какого семечка или желудя?
На самом деле об этом уже много говорилось, но, как оказалось, еще не все высказались. Сегодня я приведу воспоминания музыканта, стоявшего у истоков жанра – это гитарист группы Soundgarden Ким Тайил (его фамилия произносится именно так – я специально послушал интервью с ним, где он представляется).
Мне было познавательно прочесть мнение Тайила, как одного из основоположников жанра, о том, каково это – быть частью быстрорастущей сцены, а главное – как он определяет свое отношение к нему годы спустя. Что изменилось?
По словам Кима, термин “гранж” придумали основатели звукозаписывающей компании Sub Pop Брюс Павитт и Джонатан Поунман. Они считали, что словечко поможет поднять продажи пластинок. Их логика станет понятна, если знать прямое значение слова “grunge” – мусор, грязь, отбросы. Эпатируй публику, и она заинтересуется.
Своей цели они добились – гранж на несколько лет стал чуть ли не главенствующим стилем, а такие группы, как Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam и Alice in Chains стали одними из самых популярных в стране, положив начало культурной реформе, в результате которой подержанные гитары и рваные фланелевые рубашки заняли прочные позиции в массовом сознании.
Тем не менее, из многочисленных коллективов, которые либо реально играли гранж, либо активно заявляли об этом, Ким выделяет одну, олицетворяющую, на его взгляд, весь жанр в целом. Он утверждает, что именно она стала квинтэссенцией гранжа и воплотила в себе все его черты. И это отнюдь не его родные Soundgarden. И не всемирно известные Nirvana, Pearl Jam и Alice in Chains.
Так о ком же речь? Думаю, поклонники жанра не удивятся – это Mudhoney. Ким говорит: “Гранж был общим наименованием, относящимся к группам из Сиэтла в целом. И в то же время к нему относили такие группы, как чикагская Smashing Pumpkins и лос-анджелесская Stone Temple Pilots, которые иногда тоже играли гранж”.
По мнению Тайила, Nirvana могла бы претендовать на то, чтобы считаться определяющей и воплотить в себе музыкальную идентичность гранжа, но все же Mudhoney их превзошли. Их звучание и стилистика представляют собой архетип этого жанра. Иными словами, Mudhoney – это первообраз гранжа, его оригинальная матрица, с которой списаны остальные группы. Давайте послушаем их дебютный альбом 1988 года "Superfuzz Big Muff". На видео он представлен в последующем издании, с добавлением ранних синглов.
Интересно, как Ким определяет сущность других групп. Он утверждает, что в музыке Smashing Pumpkins и Stone Temple Pilots определенно присутствовали элементы гранжа, схожие с сиэтлскими группами. Но это был, если так можно выразиться, территориальный гранж, заключавшийся лишь в том, что все они были друзьями, вышли из одного социального слоя и играли на одних и тех же площадках.
Можно, конечно, подискутировать с товарищем Тайилом, но опровергнуть его слова будет непросто. Не стоит забывать, что он сам был пионером жанра, и его мнение сложилось не на пустом месте, а выросло изнутри. И все же единого мнения о происхождении гранжа и о том, кто был первым, до сих пор нет.
А может, это и не столь важно? Ведь гранж, ворвавшись в музыкальный мейнстрим, пронесся по рок-небосклону яркой кометой и благополучно сгорел в верхних слоях атмосферы, распавшись на множество осколков, из которых в дальнейшем проросли новые жанры.
Обещанные ссылки на другие гранж-материалы: "Гранж не убил хэви-метал", "Как Доро Пеш от гранжа пострадала", "Нирвана убила хэви-метал?", "Как Iron Maiden с гранжем столкнулись", "Пять лучших альбомов в стиле гранж".