Старая пословица гласит: “Нет худа без добра”. Кто бы мог подумать, что она окажется применимой к нынешней ситуации в музыкальной индустрии. Правда, не всей, а той ее части, что занимается производством гитар.
Летом 2018 года я публиковал материал “Смерть гитары не за горами”, в котором известный музыкант Стив Морс делился своими соображениями о судьбе этого замечательного инструмента. И ничего хорошего он не предрекал. А сегодня мы видим своими глазами, что Стив ошибся. Почему, как это могло случиться? Ответ простой: коронавирус.
Через два года после той статьи я здесь выложил еще одну, и ее настрой был совершенно противоположным! В ней приводились цифры, свидетельствующие о колоссальном росте продаж гитар во время пандемии. Народ буквально бросился скупать гитары, причем не только известных производителей, а вообще любых. Впрочем, читайте сами.
А сегодня расскажу о современном состоянии дел на гитарном фронте. И начну с хорошего посыла: гитара оказалась куда выносливей, чем представлялось некоторым критикам, спешившим ее похоронить. Ирония судьбы: на фоне общей тревожности первого ковидного года гитара прозвучала как никогда громко, став для многих в прямом смысле слова спасительным инструментом.
В 2020 году продажи рванули вверх со скоростью ракеты, и продолжают расти по сей день. И это еще не конец! По словам руководства аналитического ресурса Music Trades, “быстрый рост продаж гитар, вызванный пандемией Covid-19, вероятно, будет сохраняться в течение многих лет”. Возможно, он замедлится, когда рынок насытится, но не прекратится.
Например, компания Fenders в этом году вышла по продажам на рекордную цифру 700 миллионов долларов. Похожая ситуация сложилась и в Gibson. Генеральный директор фирмы сказал в интервью журналу Forbes: “Мы не могли обеспечить спрос и поставить достаточное количество гитар”.
О стремительном росте популярности гитар заявляют также интернет-магазины, неспособные угнаться за спросом. Один из них – Sweetwater – впервые за более чем 40-летнюю историю компании показал доход в миллиард долларов! Даже представить трудно, что у музыкального магазина могут быть такие показатели.
Интересная ситуация сложилась в другой фирме – Guitar Center. Перед началом пандемии они обратились в Министерство финансов США с заявлением о банкротстве, но за 2020 год их продажи выросли вдвое, и продолжают расти. Теперь им уже не до банкротства.
Но вот что интересно: почему именно гитара пользуется таким спросом? Почему не барабаны и скрипки, не саксофоны и пианино? А самое главное, кто их покупает? Таким вопросом озадачились в компании Fender и летом 2021 года провели независимое исследование рынка. Результат получили ошеломляющий.
Было опрошено 10644 человека, как новичков, так и более опытных гитаристов в возрасте от 13 до 64 лет. Выяснилось, что 62 процента опрошенных впервые взяли инструмент в руки во время пандемии, половина новых гитаристов – женщины, а две трети входят в возрастную категорию от 14 до 34 лет.
А в целом исследование показало, что за последние два года учиться игре на гитаре начали 7% американского населения, то есть 16 миллионов человек. На мой взгляд, это огромная цифра. Разумеется, далеко не все из них станут гитаристами, многие забросят учебу как только появится что-нибудь менее трудоемкое, но факт налицо: интерес к гитаре огромен.
Кстати, насчет трудности обучения. В последнее время в интернете появилась масса новых ресурсов и онлайн-школ для желающих научиться играть. Fender и Gibson даже создали приложения с подробными инструкциями и видеоуроками по обучению игре на гитаре. А уже существовавшие в сети учебные курсы отмечают огромный приток подписчиков.
И в заключение еще один интересный вопрос: связан ли рост популярности гитар исключительно с вынужденным бездельем на карантине? Или есть какой-либо другой фактор? Я уверен, что есть. Это новые альбомы с участием выдающихся гитаристов. Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший тоже.
Достаточно послушать, например, Gojira и их шикарный новый альбом “Fortitude”, или недавно вышедший “Senjutsu” Iron Maiden, или прошлогоднее творение AC/DC “Power Up”, чтобы захотеть так научиться играть на гитаре. А что вытворяют Гас Джи и Джо Бонамасса на своих новых пластинках? Это же виртуозы! Их пример заразителен, и многие начинающие музыканты, я уверен, стремятся на них походить.
Вот и вторая причина гитарного ренессанса. А вывод, который у меня напрашивается сам собой, звучит так: пока жива гитара, рок не умрет!