В любой дискуссии о рок-музыке стоит лишь упомянуть флейту, как обязательно кто-нибудь скажет: “Знаем-знаем! Помним, как Jethro Tull “сделали” Металлику на Грэмми!”
Все правильно, история известная, я и сам ее рассказывал. Если кто-то запамятовал, добро пожаловать по ссылке.
Но позвольте, разве кроме Jethro Tull никто больше не играет на этом инструменте? Не может этого быть! Предлагаю сегодня познакомиться с несколькими известными композициями разных групп, где звучит “heavy metal instrument” – флейта.
И так как Jethro Tull уже упомянуты выше, то их здесь не будет. Тем более что Иэн Андерсон говорил десять лет назад в интервью журналу Classic Rock: “Разумеется, грандиозных рок-музыкантов немало, но как же много среди них скучных, однообразных и бессмысленных подражателей! Девять десятых этого айсберга выглядит омерзительно. Я рад быть рок-флейтистом, потому что нас очень мало, и я не теряю чувство собственного достоинства”.
Довольно нелицеприятный отзыв от самого известного в роке флейтиста в адрес коллег, но прав ли Андерсон? Неужели все настолько плохо? Давайте послушаем других музыкантов, играющих на флейте и узнаем сами, как обстоят дела.
Начать предлагаю с одного из моих любимых музыкантов – Джо Уолша, известного не только участием в EAGLES, но и значительной сольной карьерой. Возможно, уважаемые читатели, вы помните мой подробный материал об этом гитаристе.
На втором сольнике Джо “The Smoker You Drink, the Player You Get”, выпущенном в 1973, есть две песни, в которых звучит флейта – “Bookends” и “Days Gone By”. Авторство обеих принадлежит не Уолшу, так как их написал Джо Витал, с которым они в самом начале музыкальной карьеры вместе играли в группе Barnstorm, а до нее – в The Measles.
Было это в начале семидесятых, и с той поры творческая судьба то разводила друзей, то вновь собирала в одну команду. Достаточно сказать, что Витал участвует почти на всех сольниках Уолша, но в большинстве случаев он сидит за барабанной установкой или играет на других инструментах. А флейта Витала звучит всего на трех пластинках.
Давайте послушаем “Days Gone By”.
А сейчас – голландские прог-рокеры FOCUS и их знаменитое рондо “Hocus Pocus” со второго студийного альбома “Moving Waves”, вышедшего в 1971. Эта вещь известна в первую очередь шикарным вокализом в стиле йодль в исполнении Тайса ван Леера, но соло на флейте там тоже имеется, пусть короткое, но все же.
Смотрим и слушаем. Специально ставлю видео 1973 года, чтобы оценить эту композицию во всей красе. Есть очень современная запись, 2021 года, и звучит он тоже неплохо, но… прежнего пионерского задора и телячьего оптимизма уже нет, увы.
Завершу битловской классикой “You've Got to Hide Your Love Away”. 1965 год, альбом “Help!”, непревзойденная и вечная музыка Леннона и флейта Джона Скотта. Точнее, две флейты – обычная, звучащая в промежутках вокальной дорожки Леннона и альтовая, записанная на октаву выше первой. И еще британский актер Брюс Лейси, сыгравший в фильме “Help!” роль играющего на флейте садовника Джорджа Харрисона.
На самом деле флейта встречается не только в этих трех рок-композициях, а намного чаще. Но на сегодня достаточно. В следующий раз расскажу и о других.