Похоже, антирасистская волна захватывает все больше умов, в том числе и музыкантов. Причем среди них встречаются очень даже знаменитые и уважаемые во всем мире. Например, Куинси Джонс.
Две недели назад все музыкальные (и не только) издания облетела новость о том, что известный продюсер и композитор назвал Элвиса Пресли расистом. В Австралии это даже по сиднейскому телевидению показали, хотя где расизм и где Австралия. Не удивлюсь, что скоро и население Зеленого континента (состоящее из потомков ссыльных каторжников) начнет преклонять колени перед аборигенами: “Ах, простите, мы ущемляли ваши права и уничтожили 90% местных народностей!” И добавлять про себя: “Жаль, что не всех”.
Но сейчас не про них, а про Элвиса. Великого, легендарного Элвиса, который никогда не был расистом, вопреки утверждению Куинси Джонса. Вспоминая съемки фильма “Wiz”в 1978 году, Куинси отметил, что Майкл Джексон копирует Элвиса. Тогда его спросили, работал ли он с Пресли. На что Джонс ответил: “Нет. Я бы не стал с ним работать”. Почему? Он пояснил, что однажды, в пятидесятых годах, он работал с дирижером Томми Дорси, и вдруг вошел Элвис. Тогда Томми заявил, что не хочет с ним играть. Потому что Пресли был, по словам Куинси, “rasist mother… (здесь он толерантно заткнулся и сказал, что не произнесет это слово). Но мы-то знаем, что он имел в виду motherfucker.
Многим это заявление Куинси Джонса не понравилось. Народ начал активно высказываться в соцсетях, приводя примеры реального отношения Элвиса к чернокожим. Известно, что он дружил с Мохаммедом Али, который был довольно резок в суждениях на расистскую тему. Однажды он заявил, что не пойдет воевать во Вьетнаме, потому что, как он сказал: “Я не собираюсь убивать тех, кто не называет меня ниггером”. Вряд ли черный Мохаммед дружил бы с белым Пресли, если бы тот придерживался расистских взглядов. Более того, Али не раз вспоминал Элвиса такими словами: “Мой хороший друг Элвис Пресли говорил…"
Кстати, предки Элвиса были бедны и не имели рабов. Более того, не исключено, что в нем самом есть капля черной крови: известная американская телеведущая Опра Уинфри приходится ему дальней родственницой. Конечно, это ничего не доказывает, но все-таки… А фраза “The only thing Negroes can do for me is buy my records and shine my shoes” – это фейк. Ее приписывают Элвису, но он никогда не говорил, будто "единственное, что негры могут делать – покупать мои записи и чистить мою обувь". Якобы он произнес ее в 1957 году в Бостоне на шоу Эдварда Мурроу, но Пресли никогда не участвовал в этой передаче, а в 1957 в Бостоне вообще не бывал.
Другой комментатор вспоминает историю, услышанную в детстве от отца. Элвис был на рынке или в торговом центре и увидел старую черную женщину с продуктовыми сумками. Она тащила их из последних сил, и Элвис подошел к ней и помог донести до дома. А дальше было еще круче – он подарил ей машину, так как у нее своей не было. Это расизм?
Идем далее. Кто в 1969 году стал у Элвиса на бэк-вокале? Известная группа “The Sweet Inspirations”, в составе которой были четыре черные певицы (среди них мать Уитни Хьюстон). Их голоса слышны на пяти альбомах Пресли. Это тоже расизм?
Где родился Элвис и где прошло его детство? В южных штатах Миссисипи и Теннеси. Семья жила в небогатых кварталах, а среди черных сверстников трудно быть расистом. Долго не проживешь. У него было много чернокожих друзей в школе, а позже он дружил с Литтл Ричардом и не раз говорил, что его вдохновляли такие черные музыканты, как Джон Ли Хукер и Би Би Кинг, а также музыка госпел.
Отправной точкой своего творчества Элвис всегда считал R&B, из которых и появился жанр рок-н-ролл. Он никогда не называл себя создателем рок-н-ролла, а наоборот, упоминал черных музыкантов, оказавших на него большое влияние. “Многие думают, что я начал это дело, – говорил Элвис, – но рок-н-ролл был здесь задолго до моего появления. Никто не может петь эту музыку так, как цветные люди. Давайте смотреть правде в глаза: я не умею петь, как Fats Domino. Я знаю это. Но мне всегда нравилась такая музыка”.
В 1956 году, на пике своей популярности, Элвис продвигал исполнителей Black R&B, и его регулярно видели на мероприятиях и концертах, которые проходили “только для черных”. А Джеки Уилсон однажды сказал об Элвисе Пресли: “Многие люди обвиняют Пресли в краже музыки черных, хотя на самом деле почти каждый темнокожий солист копировал свои сценические манеры с Элвиса”.
Пресли участвовал в деятельности нескольких благотворительных организаций и кампаний, например, 7 декабря 1956 года он принял участие в ежегодном сборе средств для нуждающихся негритянских детей, который с его появлением принес больше денег, чем когда-либо прежде. В то время такое поведение было неслыханным для белых. Не будем забывать, что Законы о равных гражданских правах в США появились только в середине шестидесятых.
Хочу закончить цитатой Би Би Кинга. Чернокожего, разумеется, музыканта, которого Элвис публично благодарил за уроки игры на гитаре. Кинг говорил: “Если вы спросите исполнителей любых жанров – блюза, соула, кантри, госпела и т.д., – они будут благодарить Элвиса за его вклад. Он открыл множество дверей, и не только словами, но и поступками показал свою любовь ко всем людям”.
Спросите, зачем я все это написал? Какое мне дело до расовой сегрегации и связанных с этим проблем? Да просто за Элвиса обидно. И вдвойне обидно слышать обвинения от уважаемого человека, такого как Куинси Джонс. Его авторитет сильно упал в моих глазах. Вот как мне теперь мои любимые фильмы “Золото Маккены” и “Цветок кактуса” смотреть?