Любопытно и неожиданно: оказывается, у меня есть некоторое сходство с… Джо Сатриани! Не внешнее, разумеется, и не в уровне владения инструментом. Джо – Бог гитары, и мне о таком мастерстве даже мечтать не приходится. Но есть нечто, что нас сближает. Это отношение к ученикам.
Не секрет, что я немного репетиторствую, преподаю английский и французский. Мои ученики демонстрируют неплохие достижения, я этим горжусь и не скрываю радости от их успехов. И Джо Сатриани прославился как прекрасный преподаватель. Среди его учеников известнейшие гитаристы. Их много, но сегодня расскажу об отношениях с тем, кто стал для него настоящим другом.
Думаю, все уже догадались, о ком речь. Все верно, это Стив Вай. Я часто о нем пишу, и не только я, поэтому вы наверняка прекрасно осведомлены, что Стив впервые появился в доме Сатча на Лонг-Айленде, когда ему было всего четырнадцать. Он пришел с гитарой в руке и безо всяких условий. И попросил научить его играть.
Сатриани не отказал, и с этого момента стал его учителем и старшим товарищем. Занятия постепенно переросли в крепкую дружбу и партнерство на всю жизнь. Вай рассказывал: “Я брал у него уроки в течение трех лет, и он был очень хороший преподаватель, потому что не говорил мне, как и что я должен делать”.
По словам Стива, Джо никогда не ставил ему себя в пример, не учил его подражать себе, но вместо этого объяснял, почему и насколько важно было для Стива разобраться во всем самостоятельно.
Сатриани вспоминал: “Мне было забавно преподавать моим ученикам, потому что они были очень мотивированы. Они были просто великолепны… Я старался в первые пару минут быть очень внимательным к тому, насколько далеко и в каких аспектах ученик продвинулся. И кроме того, я пытался понять, что они надеялись получить на уроке”.
При таком подходе ученикам было намного легче отказываться от всего, что они знали прежде. Это был важный момент. Не должно быть никаких секретов от ученика. Учитель не должен опасаться научить человека тому, что тот может использовать против него, даже думать об этом нельзя. “Если я покажу ему, как это сделать, он украдет это у меня и станет более известным, чем я” – такой настрой неприемлем, по мнению Сатча.
Мне было очень полезно это узнать, так как его методика полностью совпадает с моей собственной, насколько можно сравнивать обучение игре на гитаре и иностранным языкам. Это вещи совершенно разные, но в принципах обучения имеется много общего.
Интересно, что сегодня отношения Сатриани и Вая вышли на новый уровень. Сатч говорит: “Мой хороший друг Стив Вай помогает мне. Каждую новую запись я примерно за месяц до выхода отправляю ему на оценку. И он делает подробный анализ. Он как бы объясняет мне, что я сделал”.
Дело в том, что сам Сатриани никогда не пытается определить, насколько хороша или плоха его музыка. Он творец, не задумывающийся об оценке своего творчества. Это удел слушателей. Поэтому ему требуется грамотный критик, кому Сатч безоговорочно доверяет. А кто лучше Стива Вая годится на эту роль?
Сатриани говорит, что Стив указывает ему те вещи, на которые он не обращает внимания. Это как эхо, обратный отклик. Музыка для Джо – это вселенская гармония, и он не задумывается, как надо сыграть ту или другую ноту, длинное здесь нужно соло или покороче, побыстрее или помедленнее… Он просто играет. А Стив Вай помогает ему разобраться в том, что он сыграл.