Никому, я уверен, в голову не придет назвать Radiohead группой одной песни, ибо хитов эта команда выпустила немало. Достаточно вспомнить “Bullet Proof … I Wish I Was”, “Paranoid Android”, “Karma Police”, “Fake Plastic Trees”, и этот список можно продолжать еще долго.
И все же есть люди, которые на вопрос о самой известной песне группы отвечают, не задумываясь: “Creep”. Возможно, они просто не слышали других вещей. Что же в ней такого, почему она так полюбилась? Давайте разберемся.
В современном молодежном сленге есть словечко “криповый”. Уверен, все знают, что оно означает. Я и сам этим словом иногда пользуюсь, только в его оригинальной версии “creepy”, то есть нечто такое, от чего мурашки по коже, слабость в коленках и холодный пот на лбу. Это как проснуться посреди ночи от чьего-то тяжелого дыхания в спальне, зная, что ты в квартире совсем один, а дверь заперта изнутри.
Но есть у слова "сreep" и другое значение – подонок, сволочь, гад, мерзавец и так далее, подберите сами, что вам больше нравится, тем более в русском языке подобных слов избыток. Именно так называет себя Том Йорк в тексте песни: “But I'm a creep”, добавляя: “I'm a weirdo” – еще одно словечко из этого лексикона с целой гаммой значений от “отвратительного урода” до “извращенца”.
В разборах текстов песен, в поисках тайных смыслов я часто говорю, что даже самый точный перевод нам ничего не дает. Но сегодня – не тот случай. В “Creep” как раз все просто – человек поет о любви, он восхищается девушкой, ее красотой, сравнивает ее с ангелом, говорит, что она особенная.
А себя на ее фоне видит уродом, недостойным ее, мечтает иметь совершенное тело и прекрасную душу. Он сожалеет, что не такой как она и высказывает самое большое свое желание – чтобы она замечала, когда его нет рядом: “I want you to notice when I'm not around”.
Да, ему явно не хватает ее внимания. Поэтому он даже хочет уйти, спрашивая: “Что я здесь делаю?” – “What the hell am I doing here?”. Но что же такого он натворил и теперь раскаивается? Для этого надо знать предысторию создания песни.
Дело было так: в молодости Том (который и тогда не был идеалом мужской красоты, да и сейчас не Апполон, хотя некоторые считают, что пять операций на парализованном от рождения левом глазу добавили ему шарма) потерял голову от прекрасного образа незнакомой девушки. Он никогда не общался с ней, но часто видел ее в барах и прочих питейных заведениях.
Ситуция до боли знакомая, почти как в стихотворении Блока “Незнакомка”. Процитирую пару фрагментов:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Том долго не решался приблизиться к предмету своей тайной влюбленности, но однажды, изрядно приняв на грудь для храбрости, набрался смелости и признался ей. И получил в ответ такую гневную отповедь, что запомнил на всю жизнь.
Разумеется, будь он к тому времени знаменитым музыкантом, реакция девушки могла быть иной. Не факт, но могла быть. Но песню-то Йорк написал еще в студенческие годы, не имея всемирной славы.
Позже он говорил: “Быть мужчиной в 90-х – большая проблема… Это касается любого мужчины, относящегося к женщине с чувством и по совести”.
По словам Тома, в то время заявить о себе по-мужски можно было только будучи участником хард-рок группы. Но и позже, став известным рокером, он говорил: “Я все время в музыке пытался, с одной стороны, декларировать сексуальность, а с другой – напрочь ее отрицать”.
Тем не менее, песня обрела огромную популярность, и с ней связано немало любопытных историй. Но об этом расскажу в следующий раз, а на сегодня пока все.